KNOWLEDGE OF RESIDENTS OF MOSCOW OF AN ORDER OF RENDERING A HI-TECH MEDICAL CARE

Abstract


Knowledge of residents of Moscow of an order of rendering a hi-tech medical care is studied. Questioning of the patients needing rendering VMP and parents of children of persons in need in rendering VMP about an order of rendering a hi-tech medical care is carried out. "The questionnaire for residents of Moscow about an order of the organization of rendering a hi-tech medical care" contained 37 questions. The introduction section contained points on age, sex, education level and a social status, a self-rating of level of knowledge of a hi-tech medical care. The main questions allowed to estimate a condition of knowledge of patients of an order of rendering a hi-tech medical care. Studying of the indicators characterizing a self-rating of level of knowledge of a hi-tech medical care and knowledge level on the matter was shown by 83,8% of respondents know what is a hi-tech medical care, and 62,1% of respondents estimated the level of knowledge of an order of rendering a hi-tech medical care as high 13,5%, average 48,6% and low 37,9%. The carried-out questioning showed that 2/3 respondents incorrectly represent a direction order on hi-tech, the reasons of its unsatisfactory state are established. The knowledge coefficient which made 1,94 and is estimated as low is calculated. For rising of level of knowledge of the population of an order of the organization of rendering a hi-tech medical care it is offered to carry out extended coverage of questions of the organization of rendering a hi-tech medical care in mass media both central (with the assistance of the Ministry of Health of the Russian Federation), and local (with the assistance of governing bodies of health care of territorial subjects of the Russian Federation). Veneering of information stands for patients concerning the organization of rendering a hi-tech medical care is offered to chief physicians of the medical organizations providing primary and specialized medical care in the territory of the territorial subject of the Russian Federation.

Full Text

Введение Важнейшей задачей современного здравоохранения в соответствии с реализацией Национального проекта «Здоровье» повышение качества и доступности оказания специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Анализ имеющихся источников показал, что в доступной научномедицинской литературе довольно часто встречаются оценки степени удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи, но в высказываниях руководителей в области здравоохранения свидетельствуют об отсутствии данных по уровню информированности населения о порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Не отражен вопрос соблюдения прав пациента и его законных представителей в территориальных органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации при деятельности по отбору и направлению больных на получение высокотехнологичной медицинской помощи. Цель исследования Определить уровень информированности населения о порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи, и на основе выявленных причин неудовлетворительного ее состояния, предложить рекомендации по повышению информированности. 40 Материалы и методы Проведено анкетирование пациентов, нуждающихся в оказании ВМП и родителей детей нуждающихся в оказании ВМП о порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи. «Анкета для жителей города Москвы о порядке организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи» содержала 37 вопросов. Вводный раздел содержал пункты о возрасте, поле, уровне образования и социальном положении, самооценку уровня информированности о высокотехнологичной медицинской помощи. Основные вопросы позволили оценить состояние информированности пациентов о порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Результаты и их обсуждение Всего было опрошено 600 жителей города Москвы в возрасте от 17 до 83 лет. Средний возраст опрошенных - 50,6 лет. Участвовало в исследовании 267 (44,5%) мужчин и 333 (55,5%) женщин. По образованию респонденты распределились: высшее образование имели 328 человек (54,7%), среднее специальное - 200 (33,3%), среднее - 48 (8,0%), не указали уровень образования - 24 человека (4,0%). По социальному положению 128 человек (21,3%) были рабочими, 112 (18,7%) - служащими, 24 (4,0%) - учащимися, 16 (2,7%) -предпринимателями, 240 (40,0%) - пенсионерами, 16 (2,7%) -безработными, 40 (6,6%) - другое, из них все респонденты указали что домохозяйки, у 24 (4,0%) - не указали социальное положение. Изучение уровня активности пациентов по изучению вопроса организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи показало, что для большинства опрошенных он представлял несомненный интерес - 408 человек (68,0%), не интересуют вопросы об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи -56 человек (9,3%), затруднились ответить - - 136 человек (22,7%). Изучение показателей, характеризующих самооценку уровня знаний о высокотехнологичной медицинской помощи и уровня информированности по данному вопросу, показано в таблице, 83,8% опрошенных знают, что такое высокотехнологичная медицинская помощь, и 62,1% опрошенных оценили свой уровень информированности о порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи как высокий и средний (13,5% и 48,6% соответственно). В то же время 37,9% опрошенных пациентов оценили как низкий свой уровень информированности о порядке оказания 41 высокотехнологичной медицинской помощи, и 16,2% не знают что такое высокотехнологичная медицинская помощь. Таблица 1. Показатели, характеризующие самооценку уровня знаний о высокотехнологичной медицинской помощи и уровень информированности по данному вопросу Наименование показателя Ответ Число случаев (%) Самооценка уровня знания о знаю точно 41,9 ВМП знаю, но не 41,9 уверен (а) 16,2 точно не знаю Самооценка уровня высоким 13,5 информированности о порядке средний 48,6 оказания ВМП низкий 37,9 Анализ уровня информированности пациентов о порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи показал, что ни один из опрошенных не дал полного правильного определения высокотехнологичной медицинской помощи, 10% дали неполное правильное определение, 76% дали неправильное определение, в том числе 14% опрошенных вообще не смогли дать определения высокотехнологичной медицинской помощи (коэффициент информированности 1,11 соответствует крайне низкому). Большинство опрошенных жителей Москвы указали правильно, (80%) что высокотехнологичная медицинская помощь может быть оказана бесплатно (коэффициент информированности 2,6 соответствует высокому уровню), (70%) что именно лечащий врач определяет для пациента наличие медицинских показаний к высокотехнологичной медицинской помощи (коэффициент информированности 2,4 - средний). Только 62,7% опрощенных знают, что Талон на оказание высокотехнологичной медицинской помощи представляет собой Талон с индивидуальным номером, созданный в специализированной информационной системе МЗ РФ (коэффициент информированности 2,25 - средний). Указали правильно 64% респондентов, что Талон на оказание высокотехнологичной медицинской помощи оформляет Департамент здравоохранения города Москвы (коэффициент информированности 2,28 - средний). 42 Только половина прошенных (49,3%) знают, что срок оформления Талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не должен превышать 10-ти рабочих дней, после подаче комплекта документов в Департамент здравоохранения города Москвы (коэффициент информированности 1,98 - низкий), (49,5%) знают, что врач медицинской организации, в которой будет оказываться высокотехнологичная медицинская помощь, по контактному телефону, указанному пациентом в заявлении «Согласие на обработку персональных данных» осуществляет вызов пациента на лечение (коэффициент информированности 1,99 - низкий). Знают о том, что именно лечащий врач, оказывающий высокотехнологичную медицинскую помощь, выдает «Направление на оказание ВМП» 58,7% (коэффициент информированности 2,17 - средний), 57,3% имеют представления о том, что необходимо ввести индивидуальный четырнадцати значный номер Талона на высокотехнологичной медицинской помощи на портале http://talon.rosminzdrav.ru/, для отслеживания статуса Талона и даты госпитализации (коэффициент информированности 2,14 - средний), но только 18,7 % знают правильный адрес такого портала (коэффициент информированности 1,37 - крайний низкий), более половины опрошенных указали на сайт государственных услуг https://www.gosuslugi.ru/. Время ожидания получения высокотехнологичной медицинской помощи определяется возможностями медицинской организации, в которой предполагается ее оказание, указало 35,3% респондентов (коэффициент информированности 1,7 - низкий), более половины опрошенных считают, что решение принимает Департамент здравоохранения города Москвы. На вопрос о документах, необходимых для получения Талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи только 17,3% опрошенных пациентов ответили правильно, 12,0% назвали не полный комплект документов и 70,7% - неправильно (коэффициент информированности 1,15 - крайне низкий). На вопрос где можно узнать индивидуальный номер Талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, а именно в медицинской организации, в которой предполагается оказание высокотехнологичной медицинской помощи и (или) в Департаменте здравоохранения города Москвы ответили правильно 17,3% (коэффициент информированности 1,34 - крайне низкий), более половины опрошенных указали на сайте государственных услуг. 43 В целом уровень информированности жителей города Москвы о порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи (коэффициент информированности = 1,94) оценен как низкий. Отдельно был проведен анализ ответов пациентов, которым, по их мнению, была оказана высокотехнологичная медицинская помощь. Из 600 опрошенных жителей города Москвы 37,0% (222 человека) указали на то, что им оказывалась высокотехнологичная медицинская помощь, 2,0% не ответили на данный вопрос, 3,0% не знают -оказывалась ли им высокотехнологичная медицинская помощь, и 58,0% (348 человек) указали на то, что им не оказывалась высокотехнологичная медицинская помощь. В анкете, в случае положительного ответа на данный вопрос, предлагалось ответить на 15 вопросов касающихся качеству работы Департамента здравоохранения города Москвы по приему документов на оформления Талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и удовлетворенностью работой Департамента здравоохранения города Москвы. Из 222 человек 90% опрошенных ответили, что их направил в Департамент здравоохранения города Москвы для оформления Талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи врач медицинской организации, в которой будет оказываться высокотехнологичная медицинская помощь. При этом менее половины опрошенных (45,7%) знали, какие документы будут необходимые для оформления Талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, при этом из них только 15% знали, что потребуются копии документов (паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о постоянной регистрации в городе Москве, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, полис обязательного медицинского страхования), для детей до 14 лет - Свидетельство о рождении пациента и паспорт одного из родителей (законного представителя пациента) - гражданина Российской Федерации с отметкой о постоянной регистрации в городе Москве. Коэффициент информированности 1,29 - крайне низкий. Из 222 человек 73 человека (32,9%) опрошенных ответили что обращаются в Департамент здравоохранения города Москвы впервые, 65 человек (29,3%) обращаются 2 раз и 84 человек (37,8%) ответили что обращаются 3 и более раза. Среди орошенных 94% отметили всегда уважительное и доброжелательное отношение сотрудников Департамента здравоохранения города при подаче комплекта документов для оформления Талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. 44 Основными проблемами, которые возникают при обращении в Департамент здравоохранения города Москвы, респонденты назвали (61,0% на 100 опрошенных) неудобное расположение здания, а именно далеко от метро, отсутствие бесплатной парковки; (78,0% на 100 опрошенных) неудобное время приема с 9.00 до 18.00, по пятницам до 16.45, в выходные и праздничные дни не работают; (79,5% на 100 опрошенных) наличие обеденного перерыва на обед с 13.30 до 14.30; (61,0% на 100 опрошенных) на длительное рассмотрение документов, при этом (98% на 100 опрошенных) отметили, что срок оформления Талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи не превышает 4-5 дней, при регламентированном сроке до 10-ти рабочих дней, после приема комплекта документов. Исходя из вышеизложенного прошенные не различают срок оформления Талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и сроки оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Подача комплекта документов для оформления Талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в Департаменте здравоохранения занимает у большинства (61%) - 15 минут (до 5 минут - (9%), 5 - 10 минут (23%), более 15 минут (7%)). Отсутствие очереди при подаче комплекта документов для оформления Талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в Департаменте здравоохранения города Москвы метили 72,0% опрошенных. Из тех, кто отметил очередь на приеме к специалисту (62 человека (28%)) ждали до 5 минут - 16,1%, от 5 до 10 минут - 32,3%, от 11 до 15 минут - 35,5%, более 15 минут - 16,1%. Оценили 57,5% опрошенных, что права на врачебную тайну всегда соблюдается сотрудниками Департамента здравоохранения города Москвы при этом 42,5% затрудняюсь в ответе. На вопрос «Какая информация о высокотехнологичной медицинской помощи Вам наиболее необходима?», назвали (79,0% на 100 опрошенных) о медицинской организации, где она будет оказана, (81,0% на 100 опрошенных) об условиях ее оплаты и дополнительных расходах, (91,5% на 100 опрошенных) о результативности лечения, (94,0% на 100 опрошенных) о безопасности и риске лечения, (97,2% на 100 опрошенных) наличие очередности, время ожидания вызова на высокотехнологичную медицинскую помощь. К сожалению 67,4% опрошенных считают достаточной информацию о порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи в Департаменте здравоохранения города Москвы. По мнению опрошенных они хотели видеть в наглядном виде, что бы взять с собой в виде брошюры или буклета следующую информацию: о нормативных документах, регулирующих высокотехнологичную медицинскую 45 помощь (52,8% на 100 опрошенных), о правах граждан при ее получении (61,0% на 100 опрошенных), о медицинских организациях, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь (64,8% на 100 опрошенных), об условиях получения высокотехнологичной медицинской помощи (89,1% на 100 опрошенных). В целом удовлетворены работой Департамента здравоохранения города Москвы по приему документов для оформления Талона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи 89,5% опрошенных (полностью удовлетворены - 71,5%, не полностью удовлетворены 18,0%), не удовлетворены - 10,5%. При этом ни кто не написал пожелания или предложения по организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Выводы Проведенное анкетирование показало, что 2/3 опрошенных неправильно представляют порядок направления на высокотехнологичную медицинскую помощь. Для повышения уровня информированности населения о порядке организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи предлагается проводить широкое освещение вопросов организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи в средствах массовой информации как центральных (при участии Министерства здравоохранения Российской Федерации), так и местных (при участии органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации). Главным врачам медицинских организаций, оказывающих первичную и специализированную медицинскую помощь на территории субъекта Российской Федерации, предлагается оформление информационных стендов для пациентов по вопросам организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Выявленные проблемы требуют дальнейшего изучения, анализа и систематизации, что проведено в рамках данного исследования.

About the authors

L. V Kudryashova

National Research institute for Public Health

Moscow, Russia

V. S Oleynikova

National Research institute for Public Health

Email: reruka@rambler.ru
Moscow, Russia

References

  1. Баклушина Е.К., Ермошина Т.В. Порядок отбора и направления для оказания высокотехнологичной медицинской помощи пациентов, нуждающихся в трансплантации органов и тканей: Информационное письмо // Иваново, 2008 - 20 с.
  2. Курносиков, М.С. Возможности планирования потребности в стационарной помощи / М.С.Курносиков, С.Н.Черкасов, Э.Х.Сахибгареева и др. // Сборник научных статей. - Самара. - 2011. -с.74-76.
  3. Курносиков, М.С. Оценка влияния социально-экономических факторов и особенностей поведения пациента на потребность в стационарной помощи в послеродовом периоде / А.К. Хетагурова, М.С.Курносиков, С.Н.Черкасов // Экономика здравоохранения. -Москва. - 2012. - №1-2. - с.11-14.
  4. Перхов В.И. Обеспечение населения Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощью / Самородская И.В. // Медицинские вести регионов. - 2008- №3. С. 2-7.

Statistics

Views

Abstract - 6

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2019 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies