ONCOLOGICAL CARE PLANNING CURRENT PROBLEMS

Abstract


The publication presents the medical care volume indicators dynamics and their value dynamics. Oncology knee fund development planned-normative and actual indicators comparison showed the significant discrepancies of these data. At the same time planned indicators are characterized by a significant range of fluctuations, not justified neither by morbidity, nor by technologies of medical and diagnostic process, and actual data are stepwise changes, which are not related to planned data in any way. Oncologists normative number of positions differs in the number of simultaneous normative and legal documents on work: orders on the procedures for providing medical care and provisions on organizations for providing primary health care both by the name of the indicator and by its value. Calculations using orders of procedure show excess of the normative oncologists number compared to their actual number, and when applying orders of situation, on the contrary, the actual number of posts exceeds the norm. The authors reasonably concluded that we have the need to amend the territorial program of state guarantees, which defines planned and normative data on the volume of oncology medical care, and in documents establishing the normative number of oncologists positions.

Full Text

Указом Президента РФ от 07 05 2018 204 поставлена задача по разработке и реализации программ борьбы с онкологическими заболеваниями Решение этой задачи связано с рациональным планированием объема работы и соответствующей кадровой обеспеченности Планирование общего объема медицинской помощи производится в последние годы на основе Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на тот или иной год и последующий финансовый период а определенная дифференциация этих данных приводится в письмах Минздрава России laquo О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на тот или иной год и последующий финансовый период времени raquo далее ndash территориальная программа В территориальных программах приводятся как известно данные о числе койко-дней по профилям отделений посещений по врачебным специальностям о числе случаев госпитализации средней длительности пребывания в стационаре В 2013 году был осуществлен переход на новый планово-нормативный и финансовый показатель оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях вместо традиционного измерения объема помощи в виде числа посещений введен новый показатель ndash обращение в связи с заболеванием С этого периода времени в территориальных программах не приводятся плановые данные ни в числе посещений ни в числе обращений Число посещений по отдельным врачебным специальностям использовалось только для характеристики профилактической деятельности однако начиная с территориальной программы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов не приводятся и эти данные При переходе в 2014 г на новый планово-нормативный и финансовый показатель по стационарной помощи который выражается в числе законченных случаев лечения случаев госпитализации были сохранены и другие планово-нормативные показатели в частности число койко-дней Такая позиция авторов территориальных программ представляется вполне обоснованной так как случай госпитализации ndash лишь одно звено в общей цепи планирования больничной помощи Для сравнения планово-нормативных и фактических показателей развития коечного фонда по онкологии планово-нормативное число койко-дней указываемое в территориальных программах было переведено в число коек При этом был использован алгоритм расчета постоянно приводимый в территориальных программах Данные о фактическом числе коек взяты из статистических сборников 1 2 Сопоставительные показатели по динамике планового и фактического числа коек по онкологии радиологии и радиотерапии представлены на рис 1 Число фактически развернутых коек характеризуется постепенным развитием с увеличением показателя в 2012 и в 2018 годах Планово-нормативные показатели как видно на рисунке изменялись весьма неоднозначно Обращает на себя внимание резкое уменьшение плановых данных в 2015 году по сравнению с предыдущим годом на 2014 г планировалось 3 2 койки на 10 0 тыс населения а на 2015 г ndash 2 2 Этот плановый показатель приводился и в последующих территориальных программах а увеличение состоялось лишь в планах на 2018 г Такие резкие изменения планируемого числа коек не связаны ни с динамикой заболеваемости ни с новыми технологиями позволяющими перенести центр тяжести в лечении из стационара на другие виды помощи Анализ динамики основных показателей деятельности онкологической службы не выявил каких-либо существенных изменений в 2015 году по сравнению с предыдущим периодом времени которые могли бы повлиять на такое уменьшение планового числа коек Динамика показателей заболеваемости по злокачественным новообразованиям свидетельствует во-первых о росте числа пациентов с диагнозом установленным впервые в жизни фактически на 30 а во-вторых о росте состоящих на учете ndash более чем на 50 таблица 1 Таблица 1 Заболеваемость злокачественными новообразованиями на 100 000 человек КОНТИНГЕНТ20052010201320142015201620172018Зарегистрировано заболеваний у пациентов с диагнозом установленным впервые в жизни329 5361 8379 4388 1402 6408 6420 3425 5Число пациентов состоящих на учете 1679 81955 82157 02250 02323 02397 02471 82563 2Из числа взятых на учет с диагнозом установленным впервые в жизни имели IV стадию в от общего числа пациентов 23 322 322 522 121 922 121 922 2Практически не снижается и удельный вес пациентов взятых на учет с диагнозом установленным впервые в жизни и имеющих IV стадию Показатель общей инвалидности населения снизился за последние годы в 1 7 раза а инвалидность населения по злокачественным новообразованиям напротив увеличилась в 1 4 раза рис 2 Как видно на рис 3 с 2005 по 2018 г общая смертность снизилась более чем на 20 однако не достигла уровня 1992 г а смертность от новообразований не имеет достоверных отличий за все годы наблюдений рис 3 На фоне представленной картины заболеваемости населения злокачественными новообразованиями инвалидности и смертности весьма трудно объяснить изменения планово-нормативных показателей по онкологическому профилю отделения Приведенные данные показывают необос- нованность уменьшения планово-нормативного числа коек в 2015-2017 годах этот факт можно отнести к ошибкам в планировании Весьма характерно что и по другим профилям отделений имеются значительные расхождения в числе фактически развернутого коечного фонда по профилям отделений и планируемых данных Плановые показатели имеют значительный ежегодный размах колебаний мало- объяснимый изменениями в характере патологии или технологиях лечебно- диагностического процесса Динамика развития фактического коечного фонда характеризуется постепенными ежегодными изменениями и никак не реагирует на изменения плановых показателей Другим важным показателем для развития онкологической службы является кадровое ее обеспечение Нормативное число должностей приводится в приказах о порядках оказания медицинской помощи Положениях об организации оказания первичной медико-санитарной помощи Величины нормативных показателей по одним и тем же врачебным специальностям указанным в этих одновременно действующих нормативно-правовых документах в большинстве случаев не совпадают друг с другом 3 Несогласованность между этими документами отмечается и по онкологии В приказе Минздрава России от 15 ноября 2012 г 915н laquo Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю laquo онкология raquo должность врача-онколога в первичном онкологическом кабинете и первичном онкологическом отделении устанавливается следующим образом 1 должность на 25 тыс человек Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г 543н должность врача-онколога или врача-специалиста устанавливается на 500 человек контингента диспансерных онкологических больных разумеется при условии прохождения таким врачом подготовки по онкологии В приказе Минздрава России от 31 октября 2012 г 560н laquo Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю laquo детская онкология raquo устанавливается должность врача-детского онколога на 100 тыс детей По амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению этот показатель совпадает с приказом от 07 03 2018 92н laquo Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям raquo 0 1 должности на 10 0 тыс детей На основании представленных данных и численности соответствующего контингента населения 4 проведен расчет нормативного числа врачей-онкологов для оказания амбулаторно-поликлинической помощи в целом по стране таблица 2 При расчете нормативного числа должностей врачей-онкологов для оказания медицинской помощи взрослому населению предварительно был установлен норматив на численность населения на основании числа пациентов состоящих на учете и равных 2563 2 на 100000 населения в 2018 г таблица 1 и нормативного показателя на должность равного 500 диспансерных больных На 100000 населения при указанных данных приходится 5 13 должностей 2563 2 500 Как показывают итоговые данные расчетов разница в нормативном числе должностей определенном по разным документам составляет около 1 тыс Число фактически развернутых онкологических коек в 2018 г составило 45 2 тыс 1 Должность врача-онколога как известно устанавливается на 10 коек для взрослого населения и на 6 коек ndash для детей По данным статистики число онкологических коек не дифференцируется на взрослых и детей Однако в территориальных программах указывается общее число койко-дней и отдельно на взрослых и детей В территориальной программе на 2020 г пропорции следующие 95 приходится на взрослых и 5 на детей При Таблица 2 Нормативное число должностей врачей-онкологов при оказании амбулаторно-поликлинической помощи Контингент населения Расчеты по приказам о Порядках по приказам о Положениях Взрослые 87595701 25000 3504 5 13 times 87595701 100000 4494 Дети 30098056 100000 301 30098056 100000 301 Всего 3805 4795 таком соотношении средний норматив должности врача-онколога составляет 9 8 койки на 1 должность Следовательно общее число врачей онкологов для оказания медицинской помощи в стационаре составит около 4 6 тыс должностей 45200 9 8 4612 К этому числу следует добавить число заведующих отделениями должности которых устанавливаются дополнительно При неизвестном числе профилей отделений и их мощности примем за условную цифру что среднее число коек в отделении составляет 30 тогда число заведующих составит 1507 45200 30 1507 Следовательно общее нормативное число должностей врачей-онкологов при оказании медицинской помощи в больничных условиях с учетом должностей заведующих равно 6 1 тыс должностей Общее нормативное число врачей-онкологов для оказания амбулаторно-поликлинической и больничной помощи составит 9 9 тыс должностей 3805 6119 9924 при использовании приказов о порядках и 10 9 тыс должностей 4795 6119 10914 при использовании нормативов указанных в Положениях об организации оказания медико-санитарной помощи Число должностей врачей-онкологов в 2018 г составило 7963 физических лиц 5 которые при использовании среднего коэффициента совместительства врачей равного 1 36 могут занять 10 8 тыс должностей 7963 х 1 36 10830 Сравнительные данные по числу должностей представлены на рис 4 Картина представленная на рис 4 носит весьма необычный характер Фактическое число должностей больше нормативного рассчитанного по приказам о порядке и почти одинаково с числом должностей определенных по приказам о Положениях Штатные нормативы ndash это максимальная численность должностей для оказания медицинской помощи и как правило нормативная численность должностей на 10-15 больше фактической Таким образом основой для разработки планово-нормативных показателей объема медицинской помощи указываемых в территориальных программах должны быть данные о заболеваемости населения и перспективные технологии лечебно-диагностического процесса Неотложной задачей нормирования труда по онкологии как и по другим видам медицинской помощи является ликвидация противоречий в величинах норм труда указанных в разных одновременно действующих документах

About the authors

V. M Shipova

N.A. Semashko National Research Institute of Public Health


E. A Berseneva

N.A. Semashko National Research Institute of Public Health


References

  1. Российский статистический ежегодник. 2019. – М.: Росстат, 2019. – 708 с.
  2. Здравоохранение в России. 2019: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2019. – 170 с.
  3. Шипова В.М. Организация и технология нормирования труда в здравоохранении / В.М. Шипова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 312 с.
  4. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2019 г. Статистический бюллетень. – М.: Росстат, 2019. – URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b19_111/Main.htm
  5. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. I часть (медицинские кадры). – М.: Министерство здравоохранения Российской Федерации. Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения, 2019. – URL: http://zdravalt.ru/jdownloads/stat/Statinform/res1.pdf

Statistics

Views

Abstract - 13

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies