ORGANIZATION OF PREVENTIVE MEDICAL EXAMINATION COMPULSORY HEALTH INSURANCE FRAME
- Authors: Barinova G.V1, Saraev A.R1, Mayorskaya A.S1, Kudryavtseva S.V1
- Affiliations:
- Issue: No 1 (2017)
- Pages: 14-16
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1675
- Cite item
Abstract
Full Text
Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в ст. 41 Конституции Российской Федерации. Сохранение трудовых ресурсов, здоровья работающего населения рассматривается как приоритет государственной социальной политики. Профилактические мероприятия, в т.ч. и для населения трудоспособного возраста, проводятся в рамках подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» государственной программы Самарской области «Развитие здравоохранения в Самарской области». Ее целью является увеличение продолжительности активной жизни населения за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний. Финансирование мероприятий в рамках подпрограммы запланировано в 2018 г. Диспансеризации и профилактическим медицинским осмотрам подлежат работающие и неработающие взрослые граждане (табл. 1). Таблица 1 Профилактические осмот ры населения Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Всего осмотренных (тыс. человек) взрослых 15843,6 15824,0 21277,7 33663,7 подростков (15-17 лет) без численности школьников 1357,5 1267,1 3507,1 3509,0 подростков (15-17 лет) школьников 2815,9 2772,2 детей (0-14 лет) 18827,5 19350,7 19964,1 21606,3 % от подлежащих осмотрам взрослых 95,1 94,2 93,2 88,7 подростков (15-17 лет) без численности школьников 94,3 95,6 95,3 95,6 подростков (15-17 лет) школьников 86,2 87,0 детей (0-14 лет) 82,4 83,0 82,1 96,1 В 2015 г. в рамках диспансеризации осмотрено 586 003 человека (95,3% от запланированного объема - 615 000 человек). Диспансеризацию проводили 66 медицинских организаций. Распределение по возрасту граждан, прошедших диспансеризацию, выглядело следующим образом: 21-36 лет - 35,1% (205 725 человек), 39-60 лет - 41,6% (243 908), старше 60 лет - 23,3% (136 370). 15 Диспансеризация и профилактические медицинские осмотры проводятся за счет денежных средств ОМС (табл. 2). Таблица 2 Поступление и расходование средств федерального фонда ОМС _(тыс. руб.)_ Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Поступление 966542 1101352 1250545 1573543 Расходование 932158 1048723 1268658 1638815 Поступление средств федерального фонда ОМС в среднем каждый год увеличивалось на 17%, расходование - на 20,7%. Доходы бюджетов территориальных фондов ОМС в 2015 г. составили 1 588,6 млрд. руб., что на 171,1 млрд. руб. или 12,1% больше, чем в 2014 г. (табл. 3). Кроме того, в бюджеты ТФОМС поступали межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в сумме 146,9 млрд. руб. (10,4%). Таблица 3 Поступление и расходование средств территориальных фондов ОМС (млн. руб.) Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Поступление 1041908 1227759 1417026 1588618 Расходование 1036586 1211261 1454862 1595742 Сейчас здравоохранение России полностью перешло на одноканальное финансирование, при котором средства в медицинские учреждения в основном поступают из одного источника - фонда ОМС. Из других средств оплачиваются только высокотехнологическая медицинская помощь в федеральных учреждениях, закупка дорогостоящего оборудования, капитальный ремонт зданий и реализация целевых государственных программ. Преимущества одноканальной системы: - финансовое обеспечение медицинских услуг в полном объеме с учетом реальных затрат учреждений здравоохранения (оплата по конечному результату), направленное на изменение структуры и качества медицинской помощи; - доступность медицинской помощи для всех граждан независимо от места их жительства (принцип экстерриториальности); - повышение эффективности использования бюджетных средств; - ужесточение контроля качества страховых организаций Недостатки одноканальной системы: - неравномерное финансовое положение медицинских учреждений и различные стартовые условия перехода на одноканальное финансирование, в т.ч. наличие кредиторской задолженности как по содержанию ОМС- технологий за счет средств бюджета, так и по ОМС; 16 - невозможность учесть даже в групповых тарифах многообразие инфраструктуры учреждений; - недополучение финансовых средств, необходимых медицинской организации по причине невыполнения плановых объемов медицинской помощи. Диспансеризация реализовала доступность ряда исследований, которые люди не проходили раньше. Основная трудность - это огромный план. Надо принять и осмотреть большое количество людей за один год, а в ЛПУ нет базы, не хватает диагностического оборудования, очень не хватает врачей и среднего медперсонала. Переход к преимущественно одноканальной модели финансирования за счет средств ОМС считается прогрессивным направлением реформирования здравоохранения, однако следует учитывать целый ряд проблем его дальнейшего развития. Недостаточное финансирование системы ОМС приводит к дисбалансу экономических возможностей и распространению неформальных платежей среди населения. Необходимо расширять практику привлечения негосударственных источников финансового обеспечения отрасли.About the authors
G. V Barinova
Email: barinovazv@gmail.com
A. R Saraev
Email: saraeff10@mail.ru
A. S Mayorskaya
Email: as-mayorskaya@rambler.ru
S. V Kudryavtseva
Email: svetik030497@yandex.ru
References
Statistics
Views
Abstract - 13
PDF (Russian) - 14