AN ORGANIZATIONAL MODEL OF MEDICO-SOCIAL SUPPORT FOR CANCER PATIENTS IN A LARGE INDUSTRIAL CITY
- Authors: Viblaya I.V1, Zakharenkov V.V1, Svyatova S.V1
- Affiliations:
- Issue: No 1 (2017)
- Pages: 23-25
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1678
- Cite item
Abstract
Full Text
Malignant neoplasms, palliative care, ecology, industrial city. Стремительное старение населения ведет к росту распространенности хронических заболеваний во всем мире, в т.ч. и в Российской Федерации [3, 7]. Невысокий уровень доходов основного населения нашей страны, низкая заинтересованность в сохранении своего здоровья, несвоевременное выявление патологических состояний ведут к накоплению в обществе социально значимых заболеваний, таких как болезни системы кровообращения, сахарный диабет, болезни органов дыхания, новообразования и т. д. [6]. Доктор Крис Уайлд (2014) - директор Международного агентства по изучению рака - связывает рост заболеваемости злокачественными новообразованиями во всём мире преимущественно со старением человечества, утверждая, что стоимость лечения этой патологии неконтролируемо растет - оно становится малодоступным даже в странах с высоким уровнем доходов населения. В докладе ВОЗ о раковых заболеваниях 2014 года в перечне основных причин рака обозначено загрязнение окружающей среды [1]. Становится актуальным развитие абсолютно новой области медицины - паллиативной, которая получила развитие в Европе и призвана найти достойное место в здравоохранении РФ [8]. Повсеместно растёт потребность в паллиативной помощи - особенно это касается больных с хронической болью [2]. В организационном плане паллиативная помощь складывается из двух компонентов: облегчение страданий больного на протяжении всего периода болезни и медицинская помощь в «последний» период его жизни. Практически завершено создание законодательной базы для организации системы паллиативной помощи этому тяжелому контингенту больных: ст. 32 федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» паллиативная медицинская помощь отнесена к видам медицинской помощи, а в ст. 36 дано определение паллиативной помощи и указано, что паллиативная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных и стационарных условиях специально обученными медицинскими работниками; постановлением правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в качестве приоритетного мероприятия предусмотрено формирование системы оказания паллиативной медицинской помощи и ее структурных подразделений в субъектах России с учетом научно обоснованной потребности. 24 Дан указ президента Российской Федерации В.В. Путина «обеспечить к 2018 году снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 192,8 случая на 100 тыс. населения». Может быть, по России динамика этого показателя и благоприятна [4], но в Сибирском федеральном округе смертность от новообразований растёт (2012 г. - 196,2; 2013 г. - 209,0; 2015 г. - 214,9), особенно в Кемеровской области (2012 г. - 222,9; 2013 г. - 226,9; 2015 г. - 241,1) [5]. В условиях ресурсных ограничений системы здравоохранения на территориях РФ с высокоразвитой промышленностью необходимы новые методические подходы к разработке организационных моделей оказания медицинской помощи населению, требующей адекватной медикосоциальной поддержки от государства [7]. В связи с актуальностью данной проблемы, в крупном промышленном центре Новокузнецке проводятся научные исследования потребности в паллиативной помощи и разрабатывается организационная модель медико-социальной поддержки больных злокачественными новообразованиями. Это реализуется в рамках методического обеспечения разработки комплексных целевых программ, направленных на сохранение здоровья и трудового потенциала, повышение качества жизни населения, снижение заболеваемости социально значимыми заболеваниями, улучшение экологической ситуации в г. Новокузнецке, Кемеровской области и Сибирском федеральном округе. Информационное обеспечение реализации программных мероприятий предполагает одновременно с использованием данных государственной статистики организацию единого информационного пространства в системе здравоохранения, образования, производственной деятельности и науки путём создания и поддержки интегрированных компьютерных баз данных и постоянное совершенствование научных подходов к их анализу с целью определения потребности населения в различных видах медицинской помощи и максимального её удовлетворения на различных уровнях системы здравоохранения: муниципальном,областном, окружном. ЛитератураAbout the authors
I. V Viblaya
V. V Zakharenkov
Email: vasiliy.zaharenkov@mail.ru; ecologia_nie@mail.ru
S. V Svyatova
References
- Интерфакс от 4 февраля 2014 г. - http://www.interfax.ru/world/355818.
- Информационный бюллетень ВОЗ № 297. -http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs297/ru/.
- Мировая статистика в реальном времени. -http://olegon.ru/worldometer.html.
- Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2013 году и задачах на 2014 год. Отчет о деятельности. -М., 2014. - 110 с.
- Основные показатели здоровья населения и здравоохранения Сибирского федерального округа в 2015 году. Сборник статистических и аналитических материалов. Выпуск 15. - Новосибирск: ООО «Сибирское университетское издательство», 2016. - 272 с.
- Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих». -http://base.garant.ru/12137881.
- Щепин В.О. Обеспеченность населения Российской Федерации основным кадровым ресурсом государственной системы здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2013. - № 6. - С. 24-28.
- Stjernsward J., Clark D. Palliative Medicine: A global perspective / Oxford Textbook of Palliative Medicine. - Oxford: Oxford University Press, 2004. - P. 1197-1224.
Statistics
Views
Abstract - 19
PDF (Russian) - 16