SOCIAL CHARACTERISTICS OF DONORS ORENBURG REGION

Abstract


Survey of blood donors in 3 cities of the Orenburg region reveals that they are predominantly males 21-40 years old, with secondary professional or higher education, working. Main motive for giving blood is to save lives of strangers.

Full Text

Blood donation, promotion. Согласно Федеральному закону от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», донация крови и (или) ее компонентов - процесс взятия донорской крови и (или) ее компонентов; а донор крови и (или) ее компонентов - лицо, добровольно прошедшее 28 медицинское обследование и добровольно сдающее кровь и (или) ее компоненты. Основными принципами донорства крови и (или) ее компонентов (ст. 4) являются: 1) безопасность донорской крови и ее компонентов; 2) добровольность сдачи крови и (или) ее компонентов; 3) сохранение здоровья донора при выполнении им донорской функции; 4) обеспечение социальной поддержки и соблюдение прав доноров; 5) поощрение и поддержка безвозмездного донорства крови и (или) ее компонентов [1]. Цель работы - изучение социальных особенностей доноров Оренбургской области. Сформирована репрезентативная случайная выборка 1329 доноров, обратившихся в ГБУЗ «Оренбургская областная станция переливания крови». Для анонимного анкетирования доноров разработан опросник, который позволил уточнить возрастно-половой состав доноров, сведения об их образовании, трудовой деятельности, материальных условиях; выяснить основные мотивы донорства. В анкетировании приняли участие жители трех крупных городов Оренбургской области. Среди них 2/3 мужчин (67,0%). Возраст респондентов от 18 до 60 лет с преобладанием молодежи 18-20 лет (32,0%) и 21-30 лет (30,0%). Лишь 2,0% доноров старше 55 лет. 39,0% доноров имели среднее специальное образование, 43,0% -высшее и незаконченное высшее, 15,0% - общее среднее. 63,0% были рабочими, 12,0% - учащимися, 18,0% - служащими; встречались безработные (3,0%), домохозяйки (2,0%) и пенсионеры (1,0%). Свой материальный достаток 5,0% сочли низким, 11,0% - ниже среднего, 77,0% - средним, 7,0% - выше среднего. Более 3-х раз в год сдавали кровь 52,0% доноров, 2-3 раза - 32,0%, один раз - 16,0%. Удобнее всего сдавать кровь утром 88,0% респондентов, днем - 10,0%, вечером - 2,0%. Лишь 10,0% доноров сдавали кровь, чтобы заработать деньги или не работать (не учиться) два дня. Желанием спасти жизнь и здоровье незнакомым людям руководствовались 78,0%, родственнику или знакомому - 4,0%. 5,0% доноров затруднились назвать свои мотивы. Большинство (70,0%) доноров сдавали кровь стихийно, только 30,0% респондентов являлись управляемыми донорами: сдавали кровь как в день донора (6,0%) и после получения соответствующей информации (24,0%). На вопрос о причинах безвозмездного донорства 64,0% ответили: «В моей крови нуждаются больные». Для каждого четвертого престижно стать «Почётным донором». После сдачи крови моральное удовлетворение испытали 68,0%, не было такого чувства у 11,0% и 21,0% не знали, как описать свои эмо- 29 ции. Близкие поддерживают в донорском движении 67,0% опрошенных, не поддерживают - 2,0%, относятся нейтрально - 31,0%. Половина опрошенных считают, что сдача крови не наносит ущерба здоровью, а 35,0% отмечают улучшение после сдачи крови, только 1,0% высказали мнение о вреде донации крови. 14,0% доноров затруднялись ответить на этот вопрос. По мнению 58,0% респондентов, риска передачи инфекции при сдаче крови нет, а 26,0% не могут этого утверждать, остальные ответили утвердительно. Для увеличения числа безвозмездных доноров участники опроса считают необходимым расширить сеть пунктов сдачи крови (29,0%), увеличить социальные льготы донорам (18,0%), проводить дни донора на предприятиях (17,0%), увеличить социальные льготы «Почетным донорам» (12,0%), активизировать агитационную работу в СМИ и повысить престиж доноров среди друзей, коллег по работе (по 10,0); изменить режим работы станции переливания крови (5,0%). Источниками получения информации о донорстве для большинства опрошенных стали друзья (31,0%), телевидение (26,0%) и интернет (20,0%). Пропаганда донорства крови, по мнению практически всех респондентов, должна включать информацию о донорстве крови, рассказы о донорах крови и о людях, нуждающихся в переливании крови. Наиболее эффективная пропаганда донорства по телевидению отмечалась в 36,0% анкет; статьи в СМИ эффективны, по мнению 17,0%, специальные акции - 40,0%, печатная продукция - 20,0%, реклама в автобусах или на остановках - 24,0%.

About the authors

R. G Gilmutdinov

Email: np_oz_zo@mail.ru

References

Statistics

Views

Abstract - 10

PDF (Russian) - 6

Cited-By



Copyright (c) 2017 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies