ASSESSMENT OF ENT HOSPITAL PATIENT'S QUALITY OF LIFE BEFORE AND AFTER TREATMENT

Abstract


The article analyzes the Quality of life of ENT hospital patients before and after treatment is analyzed by nonparametric statistics, its relationship with their treatment is assessed.

Full Text

Quality of life, nonparametric statistics, electronic register, survey, quality of care. Качество жизни (КЖ) разных групп населения (здоровых, больных, инвалидов, взрослых, детей и т.д.) в последние годы исследуется во многих странах мира, в т.ч. и в России. Это высокоинформативный, надежный и экономичный метод оценки индивидуальных функциональных возможностей. Качество жизни - интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, основанная на его субъективном восприятии [1, 2, 5]. Несмотря на большое количество работ, посвященных изучению КЖ как среди здоровых, так и среди больных, в доступной научной литературе встречаются единичные публикации, в которых представлены изменения параметров КЖ пациентов в результате лечения. Поэтому научный интерес в настоящее время представляют исследования динамики различных параметров КЖ среди больных после проведенного лечения [5]. Исследование КЖ и его динамики на фоне проводимого лечения положено нами в основу разработки электронного реестра пациентов c оториноларингологическими заболеваниями. Проанализировано КЖ пациентов до и после лечения в ЛОР-стационаре с использованием общего опросника SF-36 [2, 3, 6], позволяющего получить оценки в баллах по 8 шкалам в диапазоне от 0 до 100, где 100 представляет полное здоровье. Чем выше оценка по каждой шкале, тем благополучнее соответствующий аспект КЖ. Рассматривались следующие показатели: 1) Общее состояние здоровья (ОЗ) - самооценка состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения. 2) Физическое функционирование (ФФ), отражающее степень, в которой здоровье лимитирует выполнение физических нагрузок - самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице, перенос тяжестей и т.п. 3) Влияние физического состояния на ролевое функционирование 105 (РФФ) - работу, выполнение будничной деятельности. 4) Влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование (РЭФ) - степень, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности, включая увеличение затрат времени, уменьшение объема выполненной работы, снижение качества ее выполнения и т.п. 5) Социальное функционирование (СФ) определяется тем, насколько физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение). 6) Интенсивность боли (Б) и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома. 7) Жизнеспособность (Ж) подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным. Русская аббревиатура Ж. 8) Психическое здоровье (ПЗ) характеризует настроение - наличие депрессии, тревоги или положительных эмоций. Использование методов непараметрической статистики позволило сравнить показатели КЖ пациентов, которым оказывалось плановое хирургическое лечение, при поступлении и выписке из стационара (рис. 1), оценить связь изменений с лечением. 74,23 70,55 72,80 52,71 66,47 66,50 60,91 57,і|2:І158,4Г 70,34 ОЗ ФФ РФФ РЭФ СФ Б Ж Шкалы оценки качества жизни SF-36 ■ до лечения □ после лечения ПЗ Рис. 1. Средние значения шкал оценки качества жизни по опроснику SF-36 Расчет значений критерия Уилкоксона (табл. 1 ) позволил сделать вывод о достоверности повышения после лечения всех самооценок, кроме интенсивности боли и жизнеспособности [2, 3, 4]. Наши исследования динамики КЖ на фоне проводимого лечения послужили основой для разработки электронного реестра пациентов c оториноларингологическими заболеваниями. 106 Таблица 1 Изменение самооценок качества жизни по оп роснику CF-36 Шкалы До лечения После лечения Общее состояние здоровья 55,13±3,44* 74,23±20,08* Физическое функционирование 50,44±11,20* 70,55±14,70* Влияние физического состояния 52,71±8,10* 72,80±17,49* Влияние эмоционального состояния 45,81±7,44* 66,47±28,33* Социальное функционирование 41,33±9,27* 60,91±27,30* Интенсивность боли 57,17±12,04 62,11±33,11 Жизнеспособность 58,45±22,80 66,50±29,15 Психическое здоровье 44,62±8,40* 70,34±28,47* * различия достоверны Литература

About the authors

E. V Illarionova

Email: e.illarionova-63@yandex.ru

Y. L Minaev

Email: mail@reaviz.ru

T. N Proklova

Email: tnproklova@mail.ru

References

  1. Комаров, Ю.М. Качество медицинской помощи как одно из приоритетных направлений развития здравоохранения // Здравоохранение. - 2009. - № 10. - С. 35-45.
  2. Линденбратен А.Л. Теоретические и практические аспекты организации управления качеством медицинской помощи // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. - 2012. -№ 3. - С. 23-26.
  3. Новик А.А., Ионова Т.И. Интегральный показатель качества жизни -новая категория в концепции исследования качества жизни // Вестник качества жизни. - 2006. - № 7-8. - С. 111.
  4. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. - М: ОЛМА Медиагрупп, 2007. - 315 с.
  5. Шевченко Ю.Л. Современные подходы к исследованию качества жизни в здравоохранении // Вестник качества жизни. - 2003. - № 1-2. -С. 6-14.
  6. McHorney C.A1., Ware J.E. Jr, Raczek A.E. The MOS 36-Item Short-Form Health Survey (SF-36): II. Psychometric and clinical tests of validity in measuring physical and mental health constructs // Med Care. - 1993. -Mar. - № 31 (3). - Р. 247-263.

Statistics

Views

Abstract - 14

PDF (Russian) - 7

Cited-By



Copyright (c) 2017 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies