KAZAN MEDICAL MAGAZINE FOR MEDICAL SCIENCE AND HEALTH CARE

Abstract


Publication activity of Kazan medical magazine is studied by means of content analysis. Basic informative stream is concentrated in the traditional for medicine area of illness treatment. Such directions as medical insurance, providing of primary medical care, medical prophylaxis, psychologizing of medical activity is presented by few publications. Conclusion: magazine publications do not reflect innovative processes that develop in health care. It is expedient to diversify publication activity of the magazine to increase ist scientific importance.

Full Text

Innovations, medical insurance, general practitioner, medical prophylaxis. Казанский медицинский журнал является одним из старейших медицинских журналов России. Издание является ваковским, приоритетным для соискателей кандидатских и докторских научных степеней. Это требует от него быть на «острие» медицинской науки, работающей над созданием инноваций для нужд практического здравоохранения. Современные требования к изданию как одному из флагманов российской медицинской науки изложены в Стратегии медицинской науки [4]. Импакт-фактор журнала - 0,162. Среди ваковских журналов 38 имеют импакт-фактор менее 0,2. У 65 он составляет 0,2 - 0,498. Более высокий импакт-фактор имеют 33 журнала. Одним из направлений повышения научного авторитета Казанского медицинского журнала является публикация исследований, отражающих разработку инноваций для практического здравоохранения, способствующих решению наиболее актуальных проблем. И.П. Павлов считал, что метод решает судьбу исследования. Для 131 анализа публикационной активности был использован контент-анализ. Объект исследования - названия публикаций за 2016-2010 гг. Понятия «инновационных процессов» и «инноваций» появились в начале ХХ в., когда русский экономист Кондратьев, изучая мировую конъюнктуру рынка, обнаружил их волновую природу. Подъемы, означающие развитие рынка, а падение - его кризис связаны с насыщением рынка определенными товарами [2]. Он предложил выходить из кризисного состояния с помощью новых товаров - инноваций. Позже инновации, инновационные процессы были перенесены на другие сферы деятельности человека. Проблемой инноваций занимался институт системных исследований академии наук СССР. Первая инновационная организация (инновационный учебный центр Медикон) возникла в 1991 г. в НПО Со-юзмединформ для внедрения результатов НИР экологической направленности предприятий оборонной промышленности. Эта организация существует (сменив направление деятельности и форму собственности) и в настоящее время на условиях полного самофинансирования. Теоретически, любая научная деятельность представляет собой инновационный (творческий) процесс, от идеи через разработку до создания инновационного продукта, включая реализацию. Группы инноваций, объединенные общей идеей, формируют инновационные процесс, но уже другого уровня. В нашем исследовании под инновациями подразумевались результаты отдельных исследований, под инновационными процессами -целое направление инноваций, объединенных общим смыслом. Сначала инновационная деятельность в медицине и здравоохранении формировалась в рамках общего инновационного процесса. Мы называем это ИП интеллектуализация (ИПИ). В рамках ИПИ просматривались еще два ИП: профилактика (ИП медпроф) и психологизация (ИП психол). Вскоре появилось медицинское страхование (ИП медстрах). Затем начались реформы в первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) - ИП ВОП (СВ). Общий информационный поток имеет мощность 1 303 единиц информации. В рамках него ИПИ представлен 1 184 ед. инф. (91% ОИП), ИП медстрах - 2 ед. инф., ИП ВОП (СВ) - 12 ед. инф., ИП медпроф - 56 ед. инф., ИП психол - 49 ед. инф. (рис. 1). 132 250 200 150 100 50 - интелл Рис. 1. Публикации Казанского медицинского журнала в 2010-2016 гг. Наши исследования показали разрыв между реальными процессами в здравоохранении и реакцией на них со стороны медицинской науки. А это значит, что практическое здравоохранение не получает необходимых инноваций. За последние десятилетия в здравоохранении произошло несколько принципиальных инновационных преобразований. Во-первых, оно стало работать в новых экономических условиях, требующих перестройки лечебного процесса на всех его этапах. Не только руководителю, но и врачу надо знать принципы и стратегию маркетинга. Ведь сегодня заработная плата формируется из объема и структуры деятельности. Работнику надо менять специальность, направление деятельности или руководителя, учреждение, где он получает несправедливую оценку своего труда. Во-вторых, первичная медико-санитарная помощь во многих регионах оказывается по принципу врача общей практики. Это интенсивная технология, требующая от врача новых навыков. Она предполагает уход от чрезмерной специализации, сокращение стационарной помощи за счет профилактической работы. В-третьих, появилось принципиально новое профилактическое направление здравоохранения в виде центров здоровья, которые должны заниматься популяционной профилактикой неинфекционных заболеваний и работать в рамках третьей стратегии здравоохранения [3]. Вывод: для повышения значимости Казанского медицинского журнала и его импакт-фактора целесообразно диверсифицировать научные публикации. Это позволит отвечать требованиям практического здравоохранения и увеличит читательскую аудиторию. 133 Литература

About the authors

N. N Kostrodymov

Email: kknn2009@mail.ru

S. A Medvedev


References

  1. Гублер Е.В. Непараметрические методы в биологии и медицине. -М., 1983.
  2. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. - М., 2002.
  3. Разумов А.Н., Ромашин О.В. Оздоровительная физкультура в восстановительной медицине. - М., 2002.
  4. Стратегия развития медицинской науки на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2580-р.

Statistics

Views

Abstract - 4

PDF (Russian) - 6

Cited-By



Copyright (c) 2017 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies