POSTGRADUATE TRAINING OF SPECIALISTS WITH MEDICAL AND PHARMACEUTICAL COLLEGE EDUCATION

Abstract


The article discusses implementation of the concept of continuous medical education of mid-level professionals.

Full Text

Continuing medical education, additional professional education, simulation training, distance learning. 157 На современном этапе реформирования системы медицинского образования в РФ актуальной проблемой остается кадровое обеспечение организаций здравоохранения высококвалифицированными специалистами. В связи с этим повышение уровня профессиональной компетентности специалистов со средним медицинским образованием через развитие и совершенствование системы непрерывного и многоуровневого профессионального образования, на основании Программы развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 гг., является одной из стратегических задач образовательных учреждений дополнительного профессионального образования [3]. Последипломное обучение специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации» проводит в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом образовательного учреждения, с учетом требований образовательных программ. Учебный план ежегодно формируется в соответствии с утвержденным государственным заданием, с учетом заявок медицинских организаций. Последипломная подготовка в учреждении проводится по образовательным стандартам, утверждённым ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию МЗ РФ, и программам, разработанным и утверждённым учреждением. Для реализации требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ к организации учебного процесса разработаны и утверждены рабочие программы для 154 наименований циклов. В 2014-2016 гг. численность обучающихся ежегодно составляла около 12,5 тыс. Государственное задание полностью выполнялось. На долю бюджетного приема приходится около 68%, коммерческого -32%. В учреждении функционируют 25 учебных кабинетов, 1 лаборатория, 5 симуляционных кабинетов, 4 компьютерных класса, 1 кабинет образовательных интернет-технологий». Для организации учебной практики слушателей в качестве клинических баз приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан закреплены республиканские и городские учреждения здравоохранения. Квалифицированный педагогический коллектив способен обеспечить подготовку в соответствии с квалификационными требованиями к специалистам со средним медицинским и фармацевтическим образованием. По штатному расписанию предусмотрено 195,75 единиц, из них занято 192,75 (98,5%). 120 единиц составляет основной персонал. 158 На основании экзаменационных ведомостей, средний балл на циклах профессиональной переподготовки составляет 4,0, на циклах повышения квалификации - 4,5. Для оценки удовлетворенности слушателей образовательными услугами проводится добровольное анонимное анкетирование. Всего за 2014-2016 гг. прошли анкетирование 7 172 человека. Удовлетворены качеством предоставляемой услуги 6 455 респондентов (90%). Остальные затруднились с оценкой ее качества. С 2013 г. функционирует Центр симуляционного и дистанционного обучения. Основными целями его деятельности являются: 1) повышение качества профессиональной подготовки на основе формирования и совершенствования практических навыков и умений на современном симуляционном оборудовании (механические тренажеры, фантомы, манекены, роботы-симуляторы, в т.ч. интерактивные роботы, и т.д.); 2) интеграция в систему дистанционного обучения и развитие непрерывного образования медицинских работников [2]. Формой симуляционного обучения являются тематические тренинги в соответствии со стандартными имитационными модулями. На сегодняшний день функционируют 5 симуляционных кабинетов: «Материнство и уход за новорожденными», «Анестезиология и реаниматология», «Акушерские технологии», «Экстренная и неотложная помощь», «Организация ухода за больными», - оснащенные симуля-ционным оборудованием I-VI класса реалистичности. В 2016 г. 6 931 человек прошли обучение в симуляционных кабинетах (2015 г. - 8 005; 2014 г. - 4 024). Уменьшение количества слушателей связано с введением в образовательный процесс дистанционной формы обучения с последующим рациональным использованием симуляционных кабинетов без проведения в них теоретических занятий. Успешно реализуются учебные программы (профессиональной переподготовки, повышения квалификации) с применением дистанционных образовательных технологий по следующим моделям: полностью дистанционное обучение (ДО), частичное ДО, - осуществляемые по модульному принципу. Модель полного ДО представлена на портале дистанционного обучения (www.medupk.ru) интерактивными дистанционными курсами в офлайн режиме в виде комплекса учебно-методических материалов с системой навигации по курсу. Частичное ДО (с элементами дистанционного обучения) проводится со 2-го полугодия 2015 г. по очно-заочно-очной форме в виде лекций в онлайн режиме (вебинары) и практических занятий на базе учреждения или кафедр медицинских организаций. За 2016 г. проведено 28 циклов повышения квалификации с применением частичного ДО, на которых обучено 815 специалистов. 159 Посредством ДО обучено 1 954 человек - 15,3% общего количества слушателей за 2016 г. (2015 г. - 1 091; 8,8%). Таким образом, применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения расширяется. На базе учреждения также проводятся онлайн мероприятия, видеоконференции, семинары с участием медицинских организаций. На портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России в декабре 2016 г. зарегистрирован «Личный кабинет образовательной организации». В настоящий момент идет разработка и пересмотр методического материала для размещения на Портале. На сегодняшний день Центр повышения квалификации является реальной площадкой для развития непрерывного медицинского образования специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием с задействованием всех видов образовательной деятельности. К его приоритетным задачам относится совершенствование методической работы педагогического персонала, а также унификация непрерывного образования медицинских и фармацевтических работников с использованием дистанционных и симуляционных форм обучения. Литература

About the authors

G. V Lashina

Email: lgv26@mail.ru

Ju. E Kondratyeva

Email: kondrateva_yulia@mail.ru

A. S Rakhimkulov

Email: medik.rb@mail.ru

R. Y Nagaev

Email: nagaevry@doctorrb.ru

References

  1. Аналитический отчет о деятельности Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации» за 2016 год. - Уфа, 2017. - 26 с.
  2. Положение о Центре симуляционного и дистанционного обучения ГАУ ДПО РБ «Центр повышения квалификации». Приказ ГАУ ДПО РБ «Центр повышения квалификации» от 29 сентября 2015 г. № 90.
  3. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы // Главная медицинская сестра. - 2009. - № 12. - С. 25-31.
  4. Устав государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации». - Уфа, 2014. - 18 с.

Statistics

Views

Abstract - 2

PDF (Russian) - 5

Cited-By



Copyright (c) 2017 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies