ETHICAL AND DEONTOLOGICAL ASPECTS OF THE TELEMEDICINE

Abstract


Majority of respondents (92,4%) are sure that heir personal data are safe and secure, privacy is respected while teleconsultations. Thus use of communication technologies doesn’t infringe ethical and deontological principles of medical service.

Full Text

Teleconsultation, patient, ethical and deontological principles. Современный этап развития медицины характеризуется все более активным использованием компьютерных технологий, в частности, телемедицины, а также возрастающим интересом общества к этико-деонтологическим вопросам, связанным с информатизацией отрасли. Сейчас, по мнению многих исследователей, этика и деонтология вновь приобретают важность как учение о юридических, профессиональных, моральных обязанностях медицинских работников по отношению к пациенту в условиях использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) [1-5]. Предоставление медицинской помощи с ИКТ осложняется привлечением для обслуживания телемедицинских систем многочисленного технического персонала, который получает доступ к разнообразной медицинской информации, в т.ч. к данным о пациенте. Таким образом, возникают сложные проблемы морально-этического плана, в частно- 176 сти, взаимоотношения «врач - пациент - компьютер», «врач - пациент - работник, обслуживающий телемедицинские системы» [1-5]. Кроме того, специалистов многих стран мира беспокоят этико-деонтологические вопросы, касающиеся конфиденциальности, защиты достоинства и частной жизни пациента при использовании телемедицины. Крайне важно, чтобы услуги телемедицины предоставлялись населению на принципах справедливости и соблюдения самых высоких этических стандартов, чтобы при этом честь и достоинство всех людей были защищены, и имелась гарантия того, что различия в образовании, языке, географическом расположении, физических и умственных способностях, возрасте и половой принадлежности не приведут к маргинализации медицинского обслуживания [1-5]. В связи с этим было изучено отношение населения к телеконсультированию при оказании первичной медицинской помощи. Опрошены 397 человек, в т.ч. 221 женщина (55,7%), которым оказывалась медицинская помощь с использованием телеконсультирования специалистами организаций здравоохранения Островецкого района в режиме on-line. Статистический анализ полученных данных проводился параметрическими и непараметрическими методами исследования, в т.ч. методами описательной статистики, с оценкой достоверности (критерий Стьюдента; х2). Около 92% респондентов независимо от пола и возраста положительно относятся к телеконсультированию; 4,5% - безразлично; 3,1% затруднились ответить. Ни один из респондентов не относится к телеконсультированию отрицательно. Как известно одной из серьезных этико-деонтологических проблем телемедицины, в т.ч. телеконсультирования, является сохранение и защита персональных данных пациента, достоверность передаваемой информации, соблюдение условий конфиденциальности. 22,9% респондентов обеспокоены соблюдением условий конфиденциальности - менее 22% в возрасте до 60 лет и 26,7% - после. Значительная часть респондентов, проживающих как в городской, так и сельской местности, уверены в том, что при телеконсультировании будет соблюдена конфиденциальность (соответственно, 94,4 и 74,4%). По-видимому, достоверность поселенческих различий (х2=10,6, p=0,0048) обусловлена тем, что среди сельских респондентов больше лиц в возрасте 50 лет и старше (47,8% против 27,9% у горожан), менее опытных в использовании ИКТ. Литература

About the authors

I. N Moroz

Email: moroz_iri@bk.ru

V. C Mozheiko

Email: 1971mv@mail.ru

References

  1. Владзимирский, A.B. Телемедицина. - Донецк, 2011. - 437 с.
  2. Владзимирский A.B., Дорохова Е.Т. Деонтология в телемедицине // Украинский журнал телемедицины и медицинской телематики. - 2004. - № 1. - С. 29-43.
  3. Казаков В.Н., Климовицкий В.Г., Владзимирский А.В. Телемедицина. - Донецк: ООО Норд, 2002. - 100 с.
  4. Resolution WHA58.28. eHealth. Fifty-eighth World Health Assembly, Geneva, May 16-25, 2005.http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA58/WHA58_28-en.pdf.
  5. Telemedicine: opportunities and developments in Member States: report on the second global survey on eHealth 2009. / WHO: Global Observatory for eHealth Series, 2. - 2012. - 96 р.

Statistics

Views

Abstract - 3

PDF (Russian) - 3

Cited-By



Copyright (c) 2017 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies