ANALYSIS OF CHELYABINSK REGION PRIVATE MEDICAL ORGANISATIONS ACTIVITY IN COMPULSORY INSURANCE SYSTEM

Abstract


The article provides analysis of regional private medical organizations’ activity in the State Guarantees Territorial Program realisation in 2010-2016. We show dynamics of amounts, types and structures of medical help provided to the population of Chelyabinsk region before and after the federal law № 326 «On the compulsory medical insurance in the Russian federation» adoption on November 29 2010. Development of the private - state collaboration and its influence on the regional healthcare is presented.

Full Text

Compulsory medical insurance, private medical organisation, private-state collaboration. Введение. На современном этапе развития государственного регулирования к основным механизмам государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения относится бесплатное оказание гражданам медицинской помощи путем участия частных медицинских организаций (МО) в реализации программы государственных гарантий [1]. Со вступлением в силу Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» ежегодно возрастает число частных МО, участвующих в реализации Территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ). C 2010 по 2013 г. число частных МО, оказывающих медицинскую помощь в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования (ТП ОМС), более чем удвоилось - с 600 до 1 251, составив 14,7% от общего количества МО, участвующих в реализации ТП ОМС. В 2014 г. в РФ было зарегистрировано 1 695 частных организаций, работающих в системе ОМС (16,1%). При этом расходы ОМС на медицинскую помощь, оказанную в негосударственных МО в 2014 г. увеличились на 30% и составили 38,1 млрд. руб. [3]. Развитие государственно-частного партнерства является приоритетным направлением реформирования здравоохранения в Челябинской области (ЧО). Мероприятия по его развитию ЧО предусмотрены подпрограммой «Развитие государственно-частного партнерства» Концепции развития здравоохранения Челябинской области до 2020 г., утвержденной распоряжением правительства ЧО от 06.07.2015 г. № 350-рп. Подпрограмма предусматривает увеличение доли медицинской помощи, оказываемой частными МО в системе обязательного медицинского страхования, с 7,10% в 2014 г. до 10,45% в 2020 г. [2]. Цель исследования - анализ деятельности частных МО, участвовавших в реализации ТПГГ на территории региона в 2010-2016 гг., и выполнения ими государственного задания. 179 Динамика объемов и видов оказываемой частными МО бесплатной медицинской помощи гражданам в соответствии с условиями ТПГГ оценивалась по форме государственной статистической отчетности № 62 негосударственных медицинских организаций (НУЗ), официальной отчетной документации министерства здравоохранения ЧО и медикоэкономическим данным Территориальной программы ОМС региона. Результаты исследования. В Челябинской области частные МО принимают участие в оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС с 2006 г., когда государственное задание за счет средств ОМС получили 14 медицинских организаций, из них: 6 - НУЗ системы Российской железной дороги (РЖД), АНО «МСЧ администрации города Магнитогорска» и ОАО ММК (частные МО 1 группы), 5 - частные стоматологические поликлиники г. Челябинска, и две цеховые поликлиники промышленных предприятий. До 2011 г. количество частных МО, работающих в системе ОМС, оставалось стабильным. Со вступлением в силу федерального закона № 326-ФЗ отмечается увеличение числа частных МО, участвующих в реализации ТП ОМС Челябинской области, в два раза - с 20 в 2010 г. до 39 в 2016 г. Количество частных медицинских организаций, имеющих иные организационно-правовые формы (общество с ограниченной ответственностью - ООО, закрытое акционерное общество -ЗАО), работающих в системе ОМС, увеличилось с 13 в 2010 г. до 34 в 2016 г. Данные МО в работе объединены в отдельную группу (частные МО 2 группы). На начало 2016 г. в системе ОМС Челябинской области медицинскую помощь оказывали 190 медицинских организаций, в т.ч.: 24 областных государственных учреждения здравоохранения, 11 федеральных, 116 муниципальных, 39 частных МО, из них 5 негосударственных учреждений здравоохранения^ 34 медицинских организации частной формы собственности. Удельный вес частных среди всех МО, участвующих в реализации ТПГГ Челябинской области, вырос с 5,9% в 2006 г. до 15,3% в 2016 г. Частные медицинские организации составили в 2016 г. 17,9% МО, участвующих в реализации ТП ОМС. Частные МО в рамках ТПГГ оказывают первичную медикосанитарную помощь в амбулаторных условиях и дневном стационаре, круглосуточную стационарную скорую медицинскую помощь. За период наблюдения количество обращений в частные МО2 группы, вошедшие в систему ОМС с 2011 г., увеличилось с 18 911 в 2010 г. до 225 940 в 2016 г. Отмечается колебание объемов и удельного веса медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, негосударственными МО. В 2010 г. в частные МО (в т. ч. негосударственные учреждения здравоохранения) в рамках ОМС обратились 1 487 258 пациентов, что 180 составило 5,0% от общего объема амбулаторной помощи населению Челябинской области. За счет увеличения числа негосударственных МО в системе ОМС в 2015 г. объем амбулаторно-поликлинической помощи (АПП) населению частными МО достиг 1 574 051 обращение. В 2016 г. число обращений в частные МО снизилось на 76 202 случаев в результате выхода ряда частных МО из системы ОМС, в т.ч. из-за перехода на подушевой механизм финансирования медицинской помощи. Удельный вес вклада частных МО также снизился с 5,3% в 2015 г. до 5,0% в 2016 г. Процесс перехода круглосуточных стационаров (КС) частных МО на работу в системе ОМС первоначально тормозился адаптацией к финансированию по клинико-статистическим группам. Количество больных, пролеченных в стационарных условиях во всех МО негосударственной формы собственности, уменьшилось на 5,4% с 36 426 в 2010 г. до 34 448 в 2016 г. Это происходило на фоне снижения числа пролеченных больных в соответствии с государственным заданием в целом по области на 18,2% с 743 387 в 2010 г. до 607 775 в 2016 г. Но количество больных, пролеченных в стационарах частных МО 2 группы, увеличилось с 461 в 2012 г. до 1 124 в 2016 г. Доля больных, пролеченных в условиях КС в частных МО, за данный период возросла с 4,9 до 5,6%. В структуре медицинской помощи, оказанной в условиях круглосуточного стационара частных МО 2 группы, преобладали следующие профили: гинекология, травматология - ортопедия, абдоминальная хирургия. Число пациентов, получивших медицинскую помощь в условиях дневного стационара (ДС) в рамках ОМС, возросло в 9 раз с 10 431 законченных случая лечения в 2010 г. до 90 851 в 2016 г. В 2016 г. гос-задание по ДС для частных МО 1 и 2 группы составило 9 712 и 81 139 законченных случаев лечения, соответственно. Наибольший удельный вес медицинской помощи, оказанной в условиях ДС, приходится на гемодиализ, вспомогательные репродуктивные технологии (ЭКО), химиотерапию. Доля медицинской помощи, оказываемой частными МО, в объеме государственного задания, установленного для всех ДС области, увеличилась с 5,1% в 2010 г. до 42,9% в 2016 г. в основном за счет предоставления услуг программного гемодиализа частными МО 2 группы. Выводы: 1) Создание условий для участия частных МО различных организационно-правовых форм в ТП ОМС привело к увеличению видов и объема медицинской помощи, оказываемой негосударственными медицинскими организациями за счет ОМС. 2) Переход на подушевой механизм финансирования медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, явился сдерживаю- 181 щим фактором для развития частно-государственного взаимодействия. 3) Невысокий удельный вес частных МО Челябинской области, участвующих в ТПГГ, в 2016 г. (15,3% против 16,1% в среднем по РФ) и их вклад в общие объемы оказываемой медицинской помощи (4,4 против 5,1%) свидетельствуют о неиспользованных ресурсах и возможностях здравоохранения региона в государственно-частном взаимодействии. Литература

About the authors

M. G Moskvicheva


D. V Berezhkov

Email: berezh_ds@mail.ru

S. L Kremlev


References

  1. Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по применению механизмов государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения (протокол от 10.03.2015). - http://www.medsovet.info/news/5572.
  2. Об утверждении Концепции развития здравоохранения Челябинской области до 2020 года. -http://www.docs.cntd.ru/document/424079225.
  3. Флек В.О. Анализ финансового обеспечения здравоохранения по системе счетов. - М., 2015. - С. 60-62.

Statistics

Views

Abstract - 9

PDF (Russian) - 10

Cited-By



Copyright (c) 2017 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies