RESULTS OF STUDY OF OPINION OF PATIENTS OF AGGRESSOUS AGE ON QUALITY OF ORGANIZATION OF PRIMARY HEALTH CARE IN MOSCOW
- Authors: Grishina N.K.1, Solovyova N.B1, Znachkova E.A2
- Affiliations:
- National Research Institute for Public Health
- Department of Health of Moscow
- Issue: No 2 (2017)
- Pages: 13-18
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1765
- Cite item
Abstract
Full Text
Primary health care, quality of medical care, accessibility, sociological research. Улучшения доступности и повышения эффективности оказания медицинской помощи лицам старше трудоспособного возраста, численность которых ежегодно увеличивается, возможно добиться путем изменения подходов к организации ее первичного звена, оптимизации организационных технологий ведения пациентов, внедрения современных медицинских технологий и др. [1,2,3,4]. С целью определения основных направлений совершенствования организации первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в г. Москве, повышения ее качества и доступности для пациентов старших возрастных групп (< 60 лет), нами по специально разработанной анкете проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 772 респондента. Среди опрошенных большую долю (74,8%) составили женщины, т.к. именно они чаще обращаются за медицинской помощью. Большинство (80,8%) респондентов - неработающие пенсионеры. Результаты опроса свидетельствуют, что на дорогу до поликлиники у 71,6% пациентов уходит менее получаса, и они при этом не испытывают никаких трудностей. Около 10,0% указали, что нуждаются в помощи родственников для посещения районной поликлиники. В настоящее время наибольшие трудности у населения г. Москвы связаны с территориальной доступностью районных стоматологических поликлиник и районных поликлиник, куда пациентов направляют на консультацию ввиду отсутствия необходимого врача-специалиста в поликлинике по месту жительства. Так, например, 63,8% опрошенных добираются до стоматологической поликлиники около 1 часа и почти 30,0% - более 1 часа. 14 В рамках реформирования системы ПМСП в г. Москве одной из инноваций явилось совершенствование организации приема пациентов, в частности, путем внедрения электронных форм записи на прием к врачу поликлиники. Выявлено, что в настоящее 44,0% лиц старших возрастных групп, по-прежнему, не готовы воспринимать такую форму записи и считают ее неудобной в связи с тем, что она для них не очень понятна (19,2%), работает медленно и с техническими сбоями (19,2%), трудно записаться к нужному специалисту в удобное для пациента время (28,8%). Наряду с этим результаты опроса свидетельствуют, что 80,8% опрошенных записываются на прием к врачу поликлиники через информат, через интернет - 14,9%, по телефону и через врача-терапевта -12,2%. С высокой степенью достоверности (tD 2) выявлено, что в случае отсутствия по различным причинам записи к участковому врачу-терапевту пациенты в возрасте старше 60 лет ожидают ее и отказываются обращаться к другому врачу-терапевту. С 2015 года в столичном регионе реализуется проект «Московский стандарт поликлиники», в рамках которого было предусмотрено проведение целого ряда организационных мероприятий: объединение регистратуры и справочной в единое информационное бюро; создание картотеки («картохранилища») с целью исключения утери медицинских карт амбулаторного больного и их надлежащего хранения; организация приема врачей-терапевтов участковых, исключительно по предварительной записи; создание в структуре поликлиники отделения медицинской помощи взрослому населению на дому; организация зон комфортного пребывания пациентов и др. Среди пожилых пациентов Московских поликлиник 57,2% не удовлетворены и 36,7% удовлетворены не в полной мере происходящими изменениями в их работе. Выявлено, что пациенты старших возрастных групп, более настороженно настроены относительно любых нововведений по сравнению с пациентами в возрасте до 60 лет. Среди них 42,3% не удовлетворены упразднением регистратуры и считают, что это не отразилось на временной составляющей доступности ПМСП. По мнению 59,4% опрошенных за последний год сроки ожидания приема врача-специалиста в поликлинике не сократились. 15 Полученные результаты свидетельствуют, что приема врача-кардиолога около 1/3 опрошенных ожидали 6-7 дней, приема врача-окулиста 34,1% респондентов ожидали 2-5 дней, врача-хирурга и врача-отоларинголога - 2-5 дней, прием врача-невролога - 8-15 дней. При этом на ожидание «у двери кабинета» в поликлинике приема врачей-специалистов у подавляющего числа респондентов уходило от 15 до 30 минут. Исключением являлось время ожидания «у двери кабинета» приема врача-окулиста, которое составило, по общему мнению опрошенных, от 30 минут до 1 часа. В тоже время 4,9% респондентов ответили, что ожидают «у дверей кабинета» приема врача-кардиолога более 2 часов. Это связано, на наш взгляд, с личностными особенностями пациентов старше 60 лет, которые приходят в поликлинику задолго до назначенного времени приема. Значительная часть пациентов в возрасте старше 60 лет (42,3%) не удовлетворена результатами оказанной им медицинской помощи в поликлинике и 51,9% удовлетворены таковыми не в полной мере (р< 0,05; tD 2). По мнению многих пациентов (68,9%) лечащий врач недостаточно внимательно относится к их проблемам. Среди респондентов 51,9 на 100 опрошенных не удовлетворены количеством времени, уделяемого им врачом-терапевтом, его морально-этическими качествами, профессионализмом и др. Выявлено, что большинство опрошенных (80,8%) не удовлетворены (25,0%) или удовлетворены не в полной мере (55,8%) отношением в ним среднего и младшего медицинского персонала (табл. 4.15) (р< 0,05; tD 2). Пациентов не устраивает скорость реагирования средних медицинских работников на их просьбы (35,1 на 100 опрошенных), профессиональные навыки медицинских сестер, их личностные качества (вежливость, дружелюбие при общении и др.) - по 34,5. Большинство респондентов (72,9%) отмечают, что происходящие реформы способствовали тому, что в районных поликлиниках не всегда можно обратиться к «нужному» врачу-специалисту ввиду его отсутствия, что влечет за собой определенные неудобства (необходимость дополнительных посещений врача-терапевта или заведующего отделением с целью получения направления, временные затраты на дорогу в другую поликлинику и др.). Также при посещении поликлиники 51,4% опрошенных, приходилось сталкиваться с отказом в необходимых, по их мнению, 16 обследованиях. Часто выявленный факт был связан с тем, что данный вид обследования не входил в перечень бесплатных медицинских услуг, с которым пациентов чаще всего не ознакомили. Пациенты, которым приходилось пользовать услугами платных клинических лабораторий (Инвитро, Гемотест и др.), отмечали, что делали это в связи с более короткими сроками ожидания результатов (41,9 на 100 опрошенных), отсутствием очереди (34,9), с более удобным, чем в поликлинике, графиком работы лаборатории (14,0), так как данный вид исследования можно выполнить только на платной основе (27,9) (р< 0,05). Как правило, визит пациента к врачу заканчивается назначением лекарственных препаратов и предоставлением различных рекомендаций. Лишь с каждым пятым респондентом (21,6%) врач поликлиники согласовывал тактику лечения. При этом чаще всего врачи не предоставляют пациентам информацию о возможности применения разных по стоимости и эффективности лекарственных препаратов. Об этом сообщили в среднем 58,1% опрошенных. Результаты опроса также свидетельствуют, что в настоящее время подавляющему числу опрошенных пациентов (67,2%) не доступны платные медицинские услуги; более половины опрошенных лечатся принципиально бесплатно и не готовы платить за лечение. Среди наиболее важных факторов при получении медицинской помощи в поликлинике лидирующие места, по мнению респондентов, занимают: положительные результаты лечения / улучшение состояния здоровья (данный вариант ответа выбрали 82,7 пациентов на 100 опрошенных старше 60 лет); близость расположения медицинских организаций (40,4); внимательное отношение медицинского персонала (36,5). В целом результаты изучения мнения пациентов старше 60 лет, получающих медицинскую помощь в поликлиниках г. Москвы, о качестве организации, в т.ч. доступности ПМСП в столичном регионе в современных условиях, свидетельствуют, что они достаточно негативно оценивают происходящие реформы, что обусловлено как их возрастом и восприятием различных инноваций, так и недостатком информации о проводимых реформах. Выявленные в ходе социологического исследования проблемы, положительные стороны, риски и ожидания необходимо учитывать при дальнейшем реформировании первичной медико-санитарной помощи в г. Москве. ЛитератураAbout the authors
N. K. Grishina
National Research Institute for Public Health
Email: otdel-77@mail.ru
N. B Solovyova
National Research Institute for Public Health
Email: otdel-77@mail.ru
E. A Znachkova
Department of Health of Moscow
Email: elena.znachkova@mail.ru
References
- Гриднев О.В., Гришина Н.К., Значкова Е.А. Основные направления повышения качества организации первичной медико-санитарной помощи в г. Москве// Роль здравоохранения в охране общественного здоровья: Мат. межд. научно-практ. конф., Москва. // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 2016. Вып. 1 (часть 2) С. 30- 34.
- Гришина Н.К., Значкова Е.А., Соловьева Н.Б., Загоруйченко А.А. Проблемы доступности и качества организации первичной медико-санитарной помощи по оценкам жителей г. Москвы// Сб.науч.тр. межд. научно-практической конференции «Информационные технологии в медицине и фармакологии». -Вып.3 - г. Ростов-на-Дону- 2016 г. - С.98-106.
- Линденбратен А.Л., Гришина Н.К., Ковалева В.В., Загоруйченко А.А., Головина С.М., Гриднев О.В. К вопросу повышения качества организации первичной медико-санитарной помощи в Москве // Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, М., 2015. Вып. 4-5. - с. 159-168.
- В.О. Щепин, А.С. Дьячкова Современные подходы к развитию первичной специализированной медико-санитарной помощи// Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья РАМН/ Материалы международной практической конференции «Роль здравоохранения в охране общественного здоровья», 9-10 апреля 2013 г. - М., 2013. - Вып.1.- С. 379-382.
Statistics
Views
Abstract - 19
PDF (Russian) - 27