IDENTIFICATION OF KNOWLEDGE ON REGIONAL DRUG POLICY AT HEALTH PROFESSIONALS

Abstract


By sociological research established lack of knowledge on regional drug policy at pharmaceutical workers compared with doctors. Shows the need to educate pharmaceutical workers the basics of drug policy.

Full Text

Национальная лекарственная политика - это часть государственной политики в области здравоохранения, которая устанавливает приоритеты средне- и долгосрочных целей в фармацевтической отрасли и определяет стратегические пути их достижения [1]. Наиболее полно лекарственная политика проявляется в сегменте льготного лекарственного обеспечения населения, которое контролируется по параметрам доступности лекарственных средств (ЛС), рациональности назначения льготных ЛС в медицинских организациях, сроков обеспечения льготными ЛС и наличия отложенного спроса в аптечных организациях [2]. Кроме того, мониторинг реализации лекарственной политики осуществляется по ряду количественных показателей, установленных на федеральном уровне управления здравоохранением, например, по количеству врачей и фельдшеров, выписывающих рецепты на льготные ЛС, количеству обслуженных льготных рецептов и др. В силу этого медицинские работники, назначающие льготные ЛС, и аптечные специалисты, отпускающие такие препараты, должны обладать специальными знаниями, в частности, об организации и надлежащем функционировании системы льготного лекарственного обеспечения и в целом о государственной политике в области ЛС. В связи с вышеизложенным цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы оценить знания специалистов фармацевтических и медицинских организаций о лекарственной политике, реализуемой в Омской области, и выявить мнение 87 респондентов об эффективности выполнения государственных и региональных программ льготного лекарственного обеспечения. Социологическим методом письменного анкетирования было опрошено 245 специалистов здравоохранения, в том числе 90 руководителей аптечных организаций (5%-ная случайная выборка) и 50 руководителей медицинских организаций, подведомственных Минздраву Омской области (случайная выборка, около 40% генеральной совокупности). В результате изучения информированности фармацевтических работников о лекарственной политике установлено, что большинство респондентов знакомы с основами лекарственной политики, реализуемой, в частности, через федеральные и региональные целевые программы. Вместе с тем 35,4% респондентов не владеют информацией по Программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020», 27,8% - по региональному проекту «Онкология». Установлено также, что большинство специалистов фармацевтических организаций (86,1%) достаточно высоко оценили эффективность действующих программ - в пределах 80-100%. Всего 13,9% опрошенных отметили, что эффективность программ составляет примерно 40-50%. В отношении Федеральной программы ОНЛП многими специалистами эффективность оценена на уровне 75%. В качестве причин такой оценки были названы, во-первых, неправомерное, с точки зрения опрошенных, разделение льготников на федеральных и региональных и, во-вторых, низкое финансовое обеспечение льготников. При оценке ассортимента ЛС в территориальной программе лекарственного обеспечения льготных категорий граждан выявлено, что 60,8% опрошенных фармацевтических работников считают его достаточным. Предназначение перечня ЖНВЛП понимается респондентами неоднозначно. Только 49,4% опрошенных считают его инструментом для реализации Программы государственных гарантий, в то время как 34,2% - инструментом для формирования цен, а 34,1% респондентов с фармацевтическим образованием - для гарантированных поставок. Респонденты назвали факторы, которые, по их мнению, могут повысить доступность ЛС; чаще всего упоминались ценовые факторы, 88 например, снижение цен на ЛС в госпитальном (44,3%) и амбулаторном секторе (67,0%). Таким образом, имеют место недостаток и некоторая неопределенность знаний у фармацевтических работников по проблемам региональной лекарственной политики, что указывает на необходимость и целесообразность повышения профессионального уровня фармацевтических кадров в регионе. При анализе результатов анкетирования медицинских работников наряду с расчетом относительного числа ответов (доля в %) была использована балльная оценка, которая базировалась на качественно-количественной шкале, включавшей 7 градаций: «очень хорошо» - 3 балла, «хорошо» - 2, «скорее хорошо, чем плохо» - 1; «затрудняюсь с ответом» - 0; «скорее плохо, чем хорошо» - (-1); «плохо» - (-2); «очень плохо» - (-3 балла). Исследование показало, что эффективность федеральной программы государственных гарантий респонденты в целом оценили более высоко, чем региональной. Оценками «очень хорошо» и «хорошо» федеральную программу отметили 94% опрошенных, региональные - 90%. В среднем федеральная программа льготного лекарственного обеспечения оценена руководителями медицинских организаций на 2,08, а региональная - на 2,06 из 3 баллов. Возможно, одной из причин более низкой оценки эффективности региональной программы льготного лекарственного обеспечения является слабая удовлетворенность руководителей медицинских организаций, принявших участие в опросе, уровнем лекарственного обеспечения в подведомственных им организациях. О существовании областных и целевых программ, включающих лекарственное обеспечение, знают 88% опрошенных. Несмотря на то, что эффективность этих программ 42% респондентов оценили как «очень хорошую», а 10% - как «хорошую», значительное число (36%) опрошенных затруднились с ответом. Этот факт связан, скорее всего, с тем, что названные программы непосредственно не затрагивали медицинский профиль организаций, возглавляемых респондентами. Вместе с тем он указывает также на недостаточное информирование медицинских специалистов о планах и о результатах реализации областных и целевых программ, функционирующих в регионе. 89 По мнению опрошенных медицинских работников, доступность ЛС можно повысить прежде всего путем принятия таких мер, как снижение цен на ЛС (36%) и внедрение системы социального страхования (14%). Предложения к федеральной и региональной программе были практически одинаковыми, в основном упоминались увеличение объемов финансирования и расширение ассортимента ЛС. Так, увеличить финансирование только в рамках федерального программы льготного лекарственного обеспечения предложили 38% опрошенных, только региональной программы - 8%, финансирование обеих программ - 24% респондентов. Сравнительный анализ результатов проведенных нами социологических опросов специалистов здравоохранения свидетельствует о том, что большинство опрошенных знают о существовании государственных и территориальных социальных программ, однако региональные программы - несколько меньше, чем федеральные. О региональных программах ничего не знают 6,4% опрошенных фармацевтов и провизоров. При этом эффективность государственных программ оценена как высокая и фармацевтическими (86,1%), и медицинскими (94%) работниками. Эффективность региональных программ названа средней обеими группами респондентов. Ассортимент ЛС для реализации социальных программ считают достаточным более половины фармацевтических работников (60,8%), средним - 50% медицинских работников. Снижение цен на ЛС как первоочередную меру отметили 44,5% опрошенных в фармацевтической группе, и 36% респондентов из группы руководителей медицинских организаций. Кроме того, настораживающим фактом является ограниченность взглядов опрошенных фармацевтических работников на роль перечня ЖНВЛП в повышении доступности ЛС в регионе. Заключая, следует отметить, что социологический опрос позволил выявить доминантные проблемы по вопросам льготного лекарственного обеспечения и лекарственной политики в Омской области, прежде всего - проблему недостаточной эффективности программ, реализуемых в данной сфере на региональном уровне. Таким образом, проведенные опросы показали, что при достаточно высокой информированности специалистов фармацевтического 90 профиля о существовании социальных программ, реализуемых в Омской области, характер и полнота знаний нуждаются в существенной корректировке и специализации с уклоном именно в сторону региональной лекарственной политики. Полученные результаты показали также, что, наряду с факторами своевременного и полного финансирования социальных программ, наличия достаточного организационного, производственного и кадрового ресурса, важной предпосылкой для успешной разработки и реализации региональной лекарственной политики является подготовка специалистов здравоохранения по данному научно-практическому направлению.

About the authors

L. V Shukil’

Russia
The Ministry of health of the Omsk region

L. V. Moshkova

Email: lmoshkova1@yandex.ru

Peoples' Friendship University of Russia Professor in the Department of technology of medicines and of organization of pharmaceutical business

E. A. Korzhavykh

Email: o_kea@mail.ru

Peoples' Friendship University of Russia Professor in the Department of technology of medicines and of organization of pharmaceutical business

References

  1. Годовальников, Г.В. Терминология лекарствоведения. - Минск: Минсктиппроект, 2009. - 404 с.
  2. Шукиль, Л.В. Оценка эффективности лекарственной политики в Омской области /Л.В. Шукиль, Л.В. Мошкова, Э.А. Коржавых // Научные ведомости БелГУ. Серия Медицина. Фармация. - 2015. -№ 4 (201). Вып. 29. - С.155-159.

Statistics

Views

Abstract - 15

PDF (Russian) - 11

Cited-By



Copyright (c) 2017 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies