ON THE RESULTS OF THE MEDICAL SERVICE OF THE PENITENTIARY SYSTEM OF RUSSIA

  • Authors: Spasennikov B.A1, Cherkasov S.N1, Meshkov D.O1, Smirnov A.M2
  • Affiliations:
    1. The N.A. Semashko National Research Institute for Public Health
    2. Research Institute of the Federal Penitentiary Service
  • Issue: No 6 (2017)
  • Pages: 53-57
  • Section: Articles
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1820
  • Cite item

Abstract


The article describes the performance of the medical service of the penitentiary system of Russia. Proposals for its improvement are presented. In 2016, the total number of places in the hospitals of the prison system decreased by 9.3% and amounted to 32800. Currently, there are 673 medical institutions, 57 medical and 143 paramedic individual medical offices, 55 centers for medical rehabilitation; 136 hospitals (including 65 tuberculosis and 5 psychiatric); 13 House of the child; 72 of the Center for Sanitary and Epidemiological Control. The death rate in 2016 among prisoners was 533.3 per 100 thousand people (died - 3408 people), which is 9.8% lower than in the previous year

Full Text

Сотрудниками Национального НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко, НИИ ФСИН России изучены и обобщены результаты деятельности медико-санитарной службы Федеральной службы исполнения наказаний. Выявлено, что в 2014-2016 годах в уголовно-исполнительной системе России (далее - УИС) были научно обоснованы и последовательно проведены мероприятия, направленные на совершенствование организации медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных. В 2016 году общее количество коек в стационарах медицинских организаций УИС снизилось на 9,3% и составило 32,8 тысяч коек; 37 медицинских частей были реорганизованы в здравпункты, что позволило привести структуру медицинских организаций в соответствие с объемами и условиями оказываемой медицинской помощи [7]. Это направление деятельности соответствует общим тенденциям российского здравоохранения. В настоящее время функционируют 673 медицинских части, 57 врачебных и 143 фельдшерских здравпунктов, 55 центров медицинской и социальной реабилитации; 136 больниц (в том числе 65 туберкулезных и 5 психиатрических); 13 Домов ребенка; 72 центра санитарно-эпидемиологического надзора. Приказом ФСИН России от 27.05.2016 № 384 была создана комиссия Федеральной службы исполнения наказаний по ведомственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности. На наш взгляд, в состав этой комиссии целесообразно было бы включить представителей Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко. Активно продолжается выполнение мероприятий, предусмотренных комплексными планами медицинской службы ФСИН России по снижению смертности в учреждениях УИС на 2015-2017 гг. Считаем весьма важным тот факт, что вышеуказанная комиссия провела уже 11 заседаний, на которых рассмотрено 365 летальных исходов от заболеваний из числа лиц, содержащихся в местах лишения свободы, умерших в 2016 году. По результатам проведенных проверок были подготовлены 6 обзоров по выявленным нарушениям. Были привлечены к дисциплинарной ответственности 44 сотрудника 54 медицинской службы УИС. Вместе с тем, в подавляющем большинстве случаев оказание медицинской помощи заключенным соответствовало федеральным стандартам. Данная работа медико-санитарных подразделений ФСИН России привела к улучшению медико-статистических показателей, которые являются индикаторами деятельности медицинской службы УИС. Показатель смертности в 2016 году среди лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в виде лишения свободы, составил 533,3 на 100 тысяч человек (умерло - 3408 человек), что на 9,8% ниже показателя смертности в аналогичном периоде прошлого года (589,3 на 100 тысяч человек; умерло - 3828 человек). Этот показатель можно считать наиболее важным среди всех полученных результатов. Отмечается снижение показателя смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы на 3,8% - с 793 случаев (122,2 на 100 тысяч человек) до 763 случаев (119,4 на 100 тысяч человек). Туберкулез всегда был актуальной проблемой для отечественной пенитенциарной службы. Количество умерших от туберкулеза в учреждениях УИС в указанный период снизилось на 54,5% (с 244 до 111 человек), при этом показатель смертности в перерасчете на 100 тысяч человек снизился на 53,8% (с 37,6 до 17,4 на 100 тысяч человек). На фоне снижения на 15% общей инфекционной заболеваемости по итогам 2016 года, зарегистрировано снижение количества больных активным туберкулезом в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 5%, то есть с 23745 до 22596 человек. Количество больных с впервые установленным диагнозом туберкулеза в исправительных учреждениях снизилось на 13,8% (с 3943 до 3399 человек). При этом показатель заболеваемости туберкулезом в перерасчете на 100 тысяч человек снизился на 13,4%, то есть с 741,0 до 642,0 на 100 тысяч человек. Количество больных ВИЧ-инфекцией, содержащихся в учреждениях УИС, увеличилось на 3,2% и составило 64,5 тысяч человек (аналогичный показатель прошлого года - 62,5). В то же время увеличилось на 29,1% число больных, получающих высокоактивную антиретровирусную терапию (с 14841 в 2015 году, до 19162 в 2016 году). В связи с увеличением сроков поставки Минздравом России антиретровирусных препаратов, ФСИН России в целях обеспечения непрерывности курса лечения ВИЧ-инфицированных в 2016 году был 55 предпринят ряд исчерпывающих мер по стабилизации ситуации с лекарственным обеспечением учреждений препаратами высокоактивной антиретровирусной терапии, благодаря которым удалось обеспечить непрерывность лечения до поставки препаратов от М3 РФ [7]. Показатель смертности от ВИЧ-инфекции составил 170,9 на 100 тысяч человек (1092 случая), что ниже показателя за аналогичный период прошлого года на 7,0% (1193 случая, 183,8 на 100 тысяч человек). Планомерная работа по совершенствованию нормативной базы и судебной практики [5-6] привела к тому, что увеличился процент освобождения от дальнейшего исполнения наказания судами лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями. В 2016 году из 3497 осужденных, представленных в суд для освобождения в связи с болезнью, освобождено 1688 человек (48,3%), что на 52,8% выше аналогичного периода прошлого года (1105 человек из 3107, что составляло 35,6%). Во исполнение положений Концепции развития УИС подготовлено распоряжение ФСИН России от 30.12.2016 № 190-р, утверждающее комплексную ведомственную программу повышения мотивации здорового образа жизни подозреваемых, обвиняемых и осужденных [1-4]. Ранее был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2017 № 598 предложенный Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания. С целью дальнейшего приведения деятельности медико-санитарной службы УИС в соответствие с требованиями законодательства в сфере здравоохранения были разработаны и направлены в Министерство юстиции России проект приказа «Об утверждении порядка организации медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы». В Правительство Российской Федерации внесен на рассмотрение проект постановления Правительства России «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от наказания в связи с болезнью». Полагаем, что вступление в силу этих нормативных актов будет способствовать дальнейшему совершенствованию организации медицинской помощи в пенитенциарной системе России. 56

About the authors

B. A Spasennikov

The N.A. Semashko National Research Institute for Public Health

Email: borisspasennikov@yandex.ru

S. N Cherkasov

The N.A. Semashko National Research Institute for Public Health


D. O Meshkov

The N.A. Semashko National Research Institute for Public Health


A. M Smirnov

Research Institute of the Federal Penitentiary Service


References

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 13.01.1997. № 2. Ст. 198.
  2. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 19 августа 1993 г. № 33. Ст. 1316.
  3. Федеральный закон от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства Российской Федерации. 17 июля 1995 г. № 29. Ст. 2759.
  4. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р // Собрание законодательства РФ. 25.10.2010. № 43. Ст. 5544.
  5. Костик Е.В. Критика некоторых положений «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Актуальные вопросы образования и науки. 2014. № 5-6. С. 65-67.
  6. Костик Е.В. Понятие и цели наказания // Вестник международного Института управления. 2014. № 3-4 (127-128). С. 56-58.
  7. Архив НИИ ФСИН России. 2017.

Statistics

Views

Abstract - 22

PDF (Russian) - 10

Cited-By



Copyright (c) 2017 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies