Women’s emancipation in the medical aspect (to the question about the formation of women’s higher medical education in Russia)

Abstract


The article considers the main stages of formation and development of women's medical education in Russia

Full Text

Women's medical education, the feminist movement, Moscow high women courses Становление и развитие системы женского медицинского образования в России представляли собой сложный и многоаспектный социокультурный процесс. В 19 - нач. 20 в. борьба за равенство прав женщин в профессиональной сфере и эволюция общественного сознания, приветствовавшего постепенную феминизацию медицины, привели к серьезным изменениям правительственной политики и стимулировали разнообразные инициативы для разрешения так называемого «женского вопроса». В 1861 году Министерство народного просвещения инициировало дискуссию о путях развития высшего образования, в т.ч. женского. Совет Московского университета обсуждал вопрос о совместном со студентами-мужчинами слушании профессорских лекций лицами женского пола, и большинством голосов, 23 против 2, постановил: "не 360 допускать этого совместного слушания ни под каким предлогом потому, что оно может иметь вредное влияние на успешный ход занятий молодых людей, обучающихся в университете». Профессура московского университета проявила чрезмерную осторожность по вопросу допущения женщин к высшему образованию, объясняя это тем, что феминистское движение в некоторых своих проявлениях напрямую сливалось с движением революционным. Высказывались и противоположные взгляды. Так, Советы Харьковского, Санкт-Петербургского, Казанского университетов дали положительные ответы (иногда, правда, с некоторыми оговорками) на вопрос о возможности обучения женщин в университетах. Необходимость высшего профессионального образования для женщин декларировалось российской общественностью еще в 50-х годах XIX в. Пионером постановки проблемы был выдающийся русский хирург и педагог Н.И. Пирогов. С его именем связано создание Крестовоздвиженской общины - женской общественной организации по уходу за ранеными на театре военных действий в Крымскую кампанию. Не случайно уже после войны Н. И. Пирогов добивался скорейшего разрешения «женского вопроса», доказывая, как специалист, абсурдность аргументов о разнице в профессиональной пригодности полов. Известный писатель - Н.С. Лесков в статье «Загробный свидетель за женщин» в журнале «Новое время» (1886 г.), ссылаясь на авторитет Н.И. Пирогова (он и назван «загробным свидетелем») и великой княгини Елены Павловны, отмечал, что работать женщина вполне может, причем и не в ущерб женской природе, а как раз наоборот, - с ее помощью. Лесков подчеркивал, что для многих работа -это не прихоть, а жизненная необходимость. К тому же иногда выполнить свое «природное» предназначение женщины по той или иной причине просто не могут. По мысли Лескова, сестры милосердия, возглавлявшиеся Пироговым, в 1854-1856 годах сделали важный шаг именно к практическому решению «женского вопроса». Эти выводы известного писателя хорошо согласовывались с обсуждавшимися в то время перспективами организации врачебных курсов для женщин. Первые попытки изменить существующее положение последовали в начале реформ, когда женщинам было дозволено посещать в 361 качестве вольнослушательниц лекции в Петербургском, Московском университетах и Медико-хирургической академии. Героиня эпохи Н.П. Суслова в 1867 г. окончила медицинский факультет Цюрихского университета, где защитила докторскую диссертацию. Но в России получить высшее медицинское образование женщины долгое время не могли. Усиление эмиграции женщин на учебу в европейские университеты, а также участившиеся всевозможные петиции женщин об открытии доступа в отечественные «храмы науки», склонили, наконец, внимание правительства к разрешению этого вопроса. 6 мая 1872 г. по «высочайшему разрешению» и при содействии военного министра Д.А. Милютина были открыты при МХА в Петербурге «женские врачебные курсы» в виде опыта на четыре года. Этим же числом 1872 г. профессору Московского университета В.И. Герье было дозволено учредить в Москве женские курсы. Вскоре подобные курсы были открыты в других городах России. Выпускницам врачебных курсов присваивалось звание «женщина-врач» и право на самостоятельную медицинскую практику. Возможность привлечь прошедших врачебные курсы женщин в земские учреждения помогла справиться с недоступностью медицинской помощи широким слоям сельского населения, значительную часть которого составляли женщины и дети. Практика показывала, что именно женщины-врачи для сельского населения являлись более необходимым врачебным персоналом. Очень востребованными женщины-врачи оказались и среди пациенток-мусульманок в Сибири, в Крыму, на Кавказе и в обширных среднеазиатских землях, - где в силу исторически сложившихся традиций и религиозных воззрений необходима была именно женская врачебная помощь. В 1897 г. состоялось открытие женского медицинского института в Санкт-Петербурге. Это было первое не только в России, но и в Европе учебное заведение, предоставлявшее женщинам долгожданную возможность получить высшее медицинское образование. Что касается Москвы, новый этап развития МВЖК начался в 1906 г., когда при курсах было открыто медицинское отделение и принят новый Устав, в первом параграфе которого были зафиксированы цель МВЖК 362 - «предоставление женщинам высшего научного образования университетского характера», и их статус - «являются высшим учебным заведением». В том же 1906 г. открывается медицинское отделение при высших женских курсах в Одессе, в 1907 году - в Киеве, в 1910 году был открыт Харьковский женский медицинский институт, Женский городской медицинский институт в Ростове-на-Дону, Саратовские высшие женские курсы, и частный женский медицинский институт профессоров П.Г. Статкевича и А.Б. Изачека в Москве. Таким образом, начался процесс формирования системы высшего женского медицинского образования в России, в рамках, как государственных, так и частных структур. В частных медицинских структурах, готовивших медицинские кадры, проводилась более либеральная национальная политика, и, как правило, обучение было совместное для мужчин и женщин. Литература.

About the authors

O. A Trefilova


References

  1. Шохоль К.Р. Высшее женское образование в России. 1910.
  2. Днепров Э.Д. Женское образование в России. М., 2009.
  3. Ковалева М.Д. Женщины в медицине. Волгоград, 2004.

Statistics

Views

Abstract - 9

PDF (Russian) - 7

Cited-By



Copyright (c) 2016 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies