KOVANOV VLADIMIR VASILYEVICH'S CONTRIBUTION TO EDUCATION OF CHARACTEROLOGIC QUALITIES OF DOCTORS

Abstract


The contribution of professor V.V. Kovanov to education of characterologic qualities of doctors is shown. Meaningfulness of heritage of great surgeon-tutor opens up

Full Text

Education, behavior, pedagogical skill Профессор Владимир Васильевич Кованов (1909-1994) - советский хирург, академик (1963) и вице-президент (с 1966 г.) АМН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР (1965). Член КПСС с 1939. В 1931 году окончил медицинский факультет 1-го МГУ. С 1947 года заведовал кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии 1-го Московского медицинского института им. И. М. Сеченова, с 1956 по 1966 год работал ректором этого же института, заведующим лабораторией по пересадке органов и тканей Академии медицинских наук СССР. Владимир Васильевич, как и многие другие, прошел Великую Отечественную войну. Им были написаны две интересные книги, одна из которых -«Призвание». В этой книге он поднимает вопрос о том, что «хорошим можно назвать только тот коллектив, где наряду с опытными, зрелыми 417 преподавателями есть молодежь, недавно закончившая аспирантуру и защитившая диссертации. Умудренные опытом и знаниями преподаватели должны помочь молодым ассистентам повышать свое педагогическое мастерство, готовить себе смену. Одинаково плохо, когда коллектив преподавателей кафедры состоит либо из одних пожилых ассистентов, либо из только что окончивших аспирантуру». Далее В.В. Кованов пишет: «Вообще без педагогической жилки вряд ли стоит браться за столь тонкое дело - учить и воспитывать студентов» [1]. С этой точкой зрения учёного невозможно не согласиться. Почему-то главной целью преподавателей является задача выучить студента, дать ему знания по всем дисциплинам, которые преподаются в вузе. Сделать его в худшем случае неплохим специалистом, в лучшем - специалистом высокого уровня. Но о воспитании характерологических качеств помнят далеко не все педагоги. И бывает так, что врач вроде бы и неплохой, а вот как человек - не состоялся. Это большой пробел высших учебных заведений и прежде всего - медицинских, так как не может быть хорошего специалиста - лечебника, если студент не состоялся как человек, как многогранно положительная личность. В самом деле, студентам читается и преподается масса предметов за время их пребывания в институте, но совсем не часто обращается внимание на поведение студента в стенах вуза, хотя бы на элементарный уровень культуры поведения. Духовное богатство будущих врачевателей складывается не только из тех знаний, которые они получают в процессе обучения, но и из моральных принципов, установок, ставших основой поведения молодого человека в обществе. Поведение у постели больного во многом будет определяться отношением к своим педагогам, к товарищам по учебе, просто к человеку - все это является необходимыми атрибутами интеллигентности будущего врача, частью целой системы моральных правил поведения, без которых не может быть полноценной личности. В связи с этим мы рекомендуем студентам, аспирантам, молодым специалистам несколько чаще обращаться к книге 418 Владимира Васильевича Кованова «Память сердца», в которой повествуется, как педагог по мере приобретения опыта вырабатывает стереотип поведения. Отдельные педагоги подолгу сосредотачиваются перед выступлением, словно впервые готовятся к нему в своей жизни. В.В. Кованов в книге «Память сердца», в разделе, посвящённом прославленному клиницисту М.П. Кончаловскому, пишет: «Студентам было известно, как серьёзно и обстоятельно Максим Петрович готовился к лекциям, каждый раз волнуясь и не скрывая этого» [2]. Схожая мысль выражена замечательным педагогом ХІХв. К.Д. Ушинским. «Искусство воспитания, - отмечал он, - имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практиче ски»[3].

About the authors

R. V Shurupova

I.M. Sechenov First MSMU


I. I Makarova

I.M. Sechenov First MSMU


References

  1. Кованов В.В. Призвание. М.:Изд. политической литературы, 1974.
  2. Кованов В.В. Память сердца. М.: Советская Россия,1989. - с. 161- 162.
  3. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. // Собр.соч. т. 8.

Statistics

Views

Abstract - 10

PDF (Russian) - 6

Cited-By



Copyright (c) 2016 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies