THE BASIC SOCIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CONFLICTS IN MEDICAL ORGANIZATIONS

Abstract


The different types of relationship in the system “physician-patient-society” are considered. The special attention is paid to conflictogenity of physician-patient relastionship. Also, object of conflicts of such a nature is scrutinized and modes of their settlement within the framework of medical organization as well.

Full Text

В любой организации, в том числе и медицинской, рано или поздно возникают конфликты, которые в конструктивном своем варианте выступают как интерперсональный способ развития социального института медицины [7]. Знание основных причин возникновения конфликтов, их динамики и методов противоборства позволяет успешно осуществлять их профилактику и разрешение. Конфликты в медицинском коллективе могут сказываться на отношении к пациентам и даже повлиять на ход принятия решений. Процесс оказания медицинской помощи включает различные виды взаимоотношений в триаде «врач-пациент-общество» (информационные, экономические, правовые, этические и др.), а также различные типы социальных взаимодействий - конкуренция, кооперация, конфликт с учетом набора функций каждого из них. Субъектами медицинской практики, участвующими в конфликтных ситуациях, являются медицинские работники, пациенты, медицинские коллективы в целом, группы поддержки, принимающие сторону пациента или других участников, входящих в сферу медицинской деятельности. Уровень конфликтогенности взаимоотношений врача и пациента зависит от материально-технической базы лечебного учреждения, квалификации медицинского персонала; качества и стоимости оказываемых услуг, оценки пациентом объективных и субъективных составляющих медицинской помощи. Сторонами конфликта в медицине являются в случае межличностных конфликтов «врач-пациент», «врач-врач» и «врач-администратор», а в случае межгрупповых конфликтов «администрация ЛПУ-пациент», «врач - родственники пациента», «администрация ЛПУ (юридическое лицо)-пациент (истец в суде)» [5]. Предметом конфликта в медицине выступают объективные причины (не зависящие от врача): организационно-технические, финансовые (экономические) и субъективные причины (зависящие от 32 врача): информационно-деонтологические, диагностические, лечебнопрофилактические, тактические [7]. Наиболее распространенными способами разрешения конфликтов в медицинской практике являются досудебный (разрешение конфликта на первичном уровне врач - пациент, заведующего отделением, администрации ЛПУ, этическим комитетом) и судебный (органами государственной юрисдикции; и негосударственной юрисдикции - специализированными третейскими судами). Способы разрешения конфликтов приводят к соответствующим типичным результатам разрешения конфликта: а) разрешение конфликта на досудебном уровне и б) исполнение решения суда [4]. Конфликтное поведение среди пациентов присуще лицам предпенсионного или пенсионного возраста, обладающим невысоким уровнем образования, неустроенной личной жизнью, имеющим мало комфортные бытовые условия. Среди них значительна доля тех, кто, несмотря на неудовлетворительное состояние здоровья, вынуждены работать сверх обычной нормы нагрузки, установленной по специальности или возрасту. Субъектами конфликтов в медицинской практике чаще становятся граждане с низким уровнем доходов, ограничивающим их возможности в получении оплачиваемых (или частично оплачиваемых) видов медицинской помощи и лечении качественными (а значит эффективными) лекарственными средствами [6]. Социально-экономические характеристики медицинских работников и их партнеров по конфликтному взаимодействию - пациентов практически аналогичны. Различия состоят в том, что в конфликт часто вступают врачи, имеющие высокую профессиональную квалификацию. Несмотря на осознанный выбор специальности и значительный опыт работы с пациентами, низкая заработная плата, соответствующая уровню прожиточного минимума, является одним из основных факторов, определяющим социальнопсихологический дискомфорт врачебного персонала и влияющим на характер интерсубъектных взаимоотношений в момент оказания медицинской помощи [7]. Для разных видов медицинской деятельности ведущими являются следующие виды конфликтов. Сокращение 33 продолжительности врачебного приема является главным фактором конфликтогенности в системе отношений «медицинский персонал-пациент» на амбулаторно-поликлиническом приеме. В судебномедицинской практике ситуацию конфликтного взаимодействия субъектов медицинской практики формируют результаты экспертизы; в стоматологической практике главным конфликтогенным фактором является несоответствие цены и качества услуги; а в фармации конфликт врача и фармацевта - это конфликт профессионалов, который может быть позитивным. Конфликт пациента и фармацевта -это конфликт профессионала и непрофессионала, который непродуктивен, однако может быть разрешен путем более полного информирования пациента. Из конфликтов, которые существуют в медицинской науке, наибольшее социальное значение имеют конфликты в клинических испытаниях, поскольку они провоцируют риски для испытуемых [2]. Исследование личностных профилей медицинских работников в результате применения наблюдения и стандартизированных опросников склонность к конфликтности и тенденция к избеганию конфликтов выявило следующее распределение: очень высокая степень конфликтности (8,5%); высокая степень конфликтности (25%); выраженная степень конфликтности (58%) и низкая степень конфликтности (8,5%). Тактика поведения в конфликте зависит от степени конфликтности и уровня конфликтогенности медицинского работника [7]. Избегание конфликтов методологически ошибочно и практически нереально. При переходе к пациент-ориентированной системе отношений в здравоохранении существует необходимость активизировать позитивную функцию конфликта на основе коллегиальной модели взаимоотношений врача и пациента на основе существующих алгоритмов ведения этих процессов [1, 3].

About the authors

E. A Karasev

The scientific practical medical center “Erkonia”


V. S Nechaev

National research Institute for Public Health

Email: vn52@inbox.ru

References

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 352 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2001. -464 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
  3. Детмер У. Теория ограничений Голдрата/ Перев. с англ. - М.: Издательство «Альпина Паблишер», 2012. - 443 с.
  4. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Альфа-М, 2003. - 336 с.
  5. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 368 с.: ил. - (Серия «Практикум по психологии»).
  6. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 688 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
  7. Организация работы участкового врача-психиатра: Практическое руководство. / Авт.-сост.: В.А. Руженков, Б.М. Полих, А.В. Боева, Ю.А. Коротков; Под ред. В.А. Руженкова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. - 100с.

Statistics

Views

Abstract - 1

PDF (Russian) - 2

Cited-By



Copyright (c) 2016 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies