Etiko-deontologicheskie aspekty professional'nogo obrazovaniya v dorevolyutsionnykh moskovskikh obshchinakh sester miloserdiya
- Authors: Zorin K.V.1
- Affiliations:
- Issue: No 3 (2015)
- Pages: 80-81
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2286
- Cite item
Abstract
Описываются особенности этико-деонтологической профессиональной подготовки сотрудниц московских общин сестёр милосердия в середине XIX - начале XX века.
Full Text
*ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Зорин Константин Вячеславович - к.м.н., доцент кафедры, zkv1000@yandex.ru 80 ва, попечительница Иверской общины и основательница Марфо-Мариинской обители. Эти люди старались привить сёстрам любовь и милосердие к ближним, совестливость, патриотизм, трудолюбие, самоотверженность, дисциплинированность и подчинение начальству. Духовник и преподаватель Иверской общины Сергий Махаев писал: «Сестры милосердия, имея возможность жить самостоятельно, на свободе, отказываются от своей личной жизни, от влекущих удовольствий мира сего, от своей воли и желаний и отдают себя в послушание любви, жертвуя своими силами и здоровьем, подвергая жизнь опасности заражения и смерти. Уже одно это представляет великий подвиг, на который не способна мелкая, эгоистическая душа» [2]. Основной текст обещания (присяги) и ношение наперсных крестов московские общины заимствовали у сердобольных вдов Москвы и Санкт-Петербурга. Во всех обещаниях (присягах) проводится следующая мысль: «Клянусь, что, доколе сил моих достанет, употреблять буду все попечения и труды на богоугодное служение болящим» [3]. Все московские общины готовили кадры сестёр милосердия. Кандидаток тщательно отбирали. Главный критерий профессиональной пригодности - нравственное и физическое здоровье. Совместно с лечебными заведениями общины являлись сестринскими школами и создавали благоприятную среду для становления профессионального и деонтологического сознания молодых работниц. В разное время с общинами сотрудничали Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Н.А. Вельяминов, Н.В. Склифосовский, В.В. Вересаев, Л.М. Василевский, С.И. Спасокукоцкий, И.П. Ланг. У таких блестящих специалистов сестры учились не только медицинским знаниям, навыкам и умениям, но также гражданской позиции, высокой ответственности, самоотверженному исполнению долга. Сестры ежедневно видели, что для общинных врачей все пациенты были равны, независимо от их сословной принадлежности. Часто общинные врачи служили авторитетом и опорой в тех или иных жизненных ситуациях. Так врачи и сестры становились единомышленниками. Нравственная и профессиональная удовлетворённость увеличивала эффективность труда сестёр милосердия, а значит, качество медицинской помощи. Благодаря движению сестёр милосердия, женская медицинская помощь в России стала массовым явлением. По сравнению с «сердобольными вдовами», сестры милосердия были явлением гораздо более распространённым и влиятельным. Общины содействовали развитию благотворительности и системы женского медицинского образования [4]. ЛитератураReferences
- Гааз Ф.П. Призыв к женщинам // Врата милосердия. Книга о докторе Гаазе. -М., 2002. - С. 313-330.
- Махаев Сергий. Подвижницы милосердия. - М., 2003. - С. 11.
- Уставы и правила Общин сестёр милосердия Владычне-Покровской, Екатеринославской, Иоанно-Ильинской, Иосифовской, Крестовоздвиженской, Литейной части, Покровской, св. Георгия, Свято-Троицкой, Тифлисской, Утоления печали. - СПб., 1879. - С. 76-77.
- Зорин К.В. Медицинская деятельность московских общин сестёр милосердия (середина XIX-начало XX века): Автореф. дис.. канд. мед. наук. - М., 2012. - С. 1314.
Statistics
Views
Abstract - 15
PDF (Russian) - 12