Tezisy o sovremennom sostoyanii chastnogo zdravookhraneniya Rossii

Abstract


В тезисах рассматриваются основные характеристики частного сектора здравоохранения России на современном этапе.

Full Text

Частное здравоохранение, глобализация, государственно-частное партнёрство. В Российской Федерации частная система здравоохранения как системный объект продолжает проходить стадию становления. Многие её системообразующие блоки, внутренние и внешние функциональные связи находятся в процессе формирования. Поэтому частное здравоохранение России пока объективно не отвечает всем необходимым признакам системности и нуждается во всеобъемлющем включении в состав национального здравоохранения России в качестве равноправной подсистемы. Официальная государственная статистика о частном здравоохранении имеет ограничения как по содержанию, так и по временному охвату этой области информации. Анализ доступных статистических данных свидетельствует о тенденции стабильного увеличения доли частной медицины в национальном здравоохранении. Частные медицинские организации в большинстве случаев являются многопрофильными и оказывают широкий спектр медицинских услуг населению по многим медицинским специальностям. Одним из их преимуществ является центрированность на удовлетворении потребностей пациентов (клиентов) в здоровье и более высокие сервисные характеристики предлагаемых услуг. Перечень медицинских услуг во многом совпадает с видами медицинской помощи, которые оказывают государственные лечебно-профилактические учреждения. Частное здравоохранение, будучи более всесторонне встроенным в систему рыночных отношений, принуждается к использованию технологий социал-либеральной модели управления, в которой предпочтение отдаётся «прозрачности» государственных границ и структур для использования «универсальных рыночных» технологий. Этот подход ведёт к уменьшению доли и влияния государственного здравоохранения, расширению сектора платных медицинских услуг и переносу ответственности за состояние здоровья почти полностью на индивида, включая его финансовые возможности. Пациентам психологически и финансово трудно приспосабливаться к стремительному расширению сектора платной медицинской помощи. На этом фоне недостаточная платёжеспособность большинства населения в Российской Федерации, инфляционные ожидания, рост цен в потребительском секторе ведут к социальному стрессу и относительному снижению качества охраны здоровья населения, в том числе и в секторе частного здравоохранения. В России система частного здравоохранения в условиях расширения и углубления воздействия глобализации смещается в область превращения болезней в средство получения прибыли на основе поощрения конкуренции в сфере здравоохранения, которая по определению является сферой медико-социальной заботы о больных, слабых и 88 страдающих. Стремление к получению прибыли в сфере здравоохранения на практике означает предоставление как можно меньше заботы о больных за как можно более высокую цену, потому что только такой подход гарантирует наивысшие возможные прибыли. Выявленные в России тенденции влияния глобализации на национальное и частное здравоохранение в силу специфичности и в конечном счёте медико-социальной значимости данной отрасли делают актуальным вопрос создания условного «национального регулятора рынка медицинских услуг». В России степень участия государства в здравоохранении является в определённой мере избыточной как в сфере предоставления лечебно-профилактических услуг, так и в отдельных областях регулирования медицинской профессиональной деятельности. В условиях глобализации и постиндустриального общества экономический компонент системы здравоохранения предполагает нарастание приоритета конкуренции между независимыми поставщиками медицинских услуг любой формы собственности. Основная идея саморегулируемых организаций состоит в делегировании государством части контрольных и надзорных функций в сфере здравоохранения субъектам (участникам) рынка медицинских услуг. Фокус государственного надзора смещается с деятельности субъектов на результаты их деятельности. Такой организационный подход позволяет снять с государства избыточные функции управления отраслью и уменьшить бюджетные затраты. Развитие государственно-частного партнёрства в российском здравоохранении происходит спонтанно и односторонне, замыкаясь в узком секторе со-финансирования конкретных мероприятий. В этой области до сих пор отсутствует среднесрочная и долгосрочная общегосударственная стратегия развития государственно-частного партнёрства в здравоохранении, основанная на научной доказательной базе и углублённом системном и экспертном анализе, включая разработку вероятностных сценариев развития такого партнёрства и прогнозирования его возможных медицинских, социальных и экономических последствий для общественного здоровья и здравоохранения.

About the authors

Kirill Konstantinovich Kasimovskiy

Email: kkasi@yandex.ru

Vasiliy Sergeevich Nechaev

Email: vn52@inbox.ru

References

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 2

Cited-By



Copyright (c) 2015 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies