Георгий Андреевич Митерев - Уполномоченный Государственного комитета обороны по борьбе с инфекциями в годы Великой Отечественной Войны

Аннотация


Роль наркома здравоохранения СССР Георгия Андреевича Митерева, как Уполномоченного Государственного комитета обороны по противоэпидемической работе, до сих пор остается мало изученной страницей в истории медицины в силу закрытости большинства архивных документов. Г.А. Митерев выступил координатором и организатором программы борьбы с очагами особо опасных заболеваний. В выполнении программы участвовали все управления Народного комиссариата здравоохранения СССР. Целью настоящей статьи является показать участие Г.А. Митерева в разработке важных правительственных решений по борьбе с очагами особо опасных инфекций, получивших распространение среди гражданского населения в годы Великой Отечественной войны в некоторых городах в тылу страны и на освобожденной от оккупантов территории.

Полный текст

Для объединения руководства управлением и мобилизации материальных ресурсов страны на разгром врага 30 июня 1941 г., совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР (далее - СНК СССР) и ЦК ВКП(б), был создан Государственный комитет обороны (далее - ГКО). Для изучения и решения некоторых наиболее сложных проблем ГКО создавал специальные комитеты, советы и комиссии. В них приглашались наркомы и другие компетентные лица, которые готовили проекты постановлений. По наиболее важным вопросам, требующим оперативного решения, назначались Уполномоченные ГКО. Решения ГКО имели силу законов военного времени. Великая Отечественная война не сопровождалась тяжелыми эпидемиями на территории нашей страны. Однако к концу 1941 г. санитарно-эпидемическая обстановка в стране ухудшилась. Начались вспышки сыпного и брюшного тифа. Спустя многие годы Г.А. Митерев вспоминал о том, как начальник Управления противоэпидемических учреждений Наркомздрава СССР И.И. Рогозин ежедневно представлял ему оперативные сводки о положении дел в республиках. В то время «60 процентов всей заболеваемости тифом по РСФСР приходилась на Чувашскую, Татарскую, Удмуртскую и Башкирскую автономные республики, Рязанскую, Омскую и Новосибирскую области» [1, с. 147]. Причины высокой заболеваемости были разные: массовая эвакуация населения из захваченных фашистами местностей и прифронтовой полосы; бытовая неустроенность беженцев на новом месте; голод, бедность и др. В первую очередь пострадали города. Коммунальное хозяйство городов, из-за сокращения парка автотранспорта и отсутствия контроля со стороны Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР, не справлялось со своими задачами. Особенно неблагополучная обстановка возникла в Свердловске (ныне - Екатеринбург), Чкалове (ныне - Оренбург), Уфе, Казани и других городах, где находилось много эвакуированных (беженцев) с оккупированных территорий. В конце 1941 г. народный комиссар здравоохранения СССР Г.А. Митерев с группой эпидемиологов выехал в Казань для выяснения положения и причин высокой заболеваемости населения города тифом. Позже в своих воспоминаниях Георгий Андреевич писал: «Город оставался в антисанитарном состоянии. Местные органы власти плохо подготовились к встрече первой военной зимы. Большинство городов республики осталось без топлива. Почти полностью прекратили работу бани, прачечные и те немногие санитарные пропускники, которые имелись в наличии. Плохо отапливались жилые дома, больницы, поликлиники, госпитали, общежития. Все это усугублялось неудовлетворительной санитарно-просветительной работой среди населения. На вокзале и пристанях санитарных пропускников и дезинфекционных камер так и не открыли. Их пустили, когда случаи заболеваний тифом в Татарии резко участились. Раздуванию инфекционных очагов способствовала также слабая работа медицинского персонала, в частности, участковых врачей. Наконец, органы здравоохранения республики не располагали средствами для перевозки всех заболевших или подозрительных на тиф. С января по март больных сыпным тифом госпитализировали с опозданием иногда в 7-9 дней. Только во второй половине марта была налажена госпитализация всех больных тифом» [1, с. 147]. Отчет о командировке был доложен Г.А. Митеревым в СНК СССР, который принял срочные меры по ликвидации тифа в Казани. Позже, при освобождении оккупированных территорий Московской, Тульской, Калининской, Смоленской областей, были обнаружены новые очаги сыпного тифа. В январе 1942 г. СНК РСФСР принял постановление о ликвидации очагов сыпного тифа в освобожденных районах [2, с. 91-92]. В том же 1942 г. увеличилась эпидемическая заболеваемость и в действующей армии. Так, в расчете на 100 человек личного состава, заболеваемость сыпным тифом увеличилась с 0,003 (июнь 1941 г.) до 0,35 [3, с. 231]. В связи с ухудшением эпидемической обстановки в стране народный комиссар здравоохранения СССР Г.А. Митерев вместе с Е.И. Смирновым, начальником Главного военно-санитарного управления Красной Армии, принял участие в разработке проекта постановления ГКО «О мероприятиях по предупреждению эпидемических заболеваний в стране и Красной Армии» № 1234 от 2 февраля 1942 г. В нем предусматривалось проведение совместными усилиями военных и гражданских властей широкого круга противоэпидемических мероприятий через созданные в начале войны на местах чрезвычайные противоэпидеми2022. No 1-2. P. 166-171. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 168 ческие комиссии. Одним из пунктов этого документа народный комиссар здравоохранения СССР Г.А. Митерев назначался одновременно Уполномоченным Государственного Комитета Обороны по противоэпидемической работе с широкими и чрезвычайными полномочиями [3, с. 205]. Первый приказ Г.А. Митерева, в качестве Уполномоченного ГКО, от 9 февраля 1942 г. в основном повторял пункты Постановления ГКО. Так, этим приказом предписывалось: укомплектовать вакантные должности государственных санитарных инспекторов; организовать при каждом районном здравотделе санэпидстанцию или эпидемический отряд; обеспечить обязательную госпитализацию больных сыпным и брюшным тифами; увеличив число инфекционных коек, по эпидемическим показаниям. Отдельными пунктами были прописаны меры по осуществлению единого санитарного, противоэпидемического и медицинского контроля на железнодорожном транспорте, взяв под контроль областных здравотделов работу крупных железнодорожных узлов. Начальнику транспортного санитарного управления Народного комиссариата путей сообщения было предложено организовать на всех крупных железнодорожных узлах санитарно-контрольные пункты для осмотра пассажиров и установить наблюдение за санитарным состоянием вокзалов и станционных путей. Приказано также, совместно с Наркомздравом СССР, обеспечить госпитализацию инфекционных больных, снимаемых с поездов [2, с. 322-325]. «Это постановление, - вспоминал Георгий Андреевич, - стало подлинно программным документом во всей дальнейшей совместной работе органов здравоохранения и Главного военно-санитарного управления РККА по предупреждению эпидемий. Постановление касалось как тыловых районов, так и освобожденных из-под гитлеровской оккупации территорий страны» [1, с. 197]. Большая роль в проведении противоэпидемических мероприятий отводилась поликлинике, участковым врачам. В крупных поликлиниках была учреждена должность заместителя главного врача по противоэпидемической работе. Увеличилось число санитарно-эпидемиологических станций. В 1943 г. их насчитывалось уже 2400 вместо 1760 в 1941 г. 22 февраля 1943 г. был опубликован приказ Уполномоченного ГКО Г.А. Митерева о предупреждении заболеваний и своевременной борьбе с острыми желудочно-кишечными инфекциями. Этот приказ был адресован председателям чрезвычайных противоэпидемических комиссий, которых он обязывал обеспечить в первую очередь очистку населенных мест, привлекая население к работе, как в порядке трудовой повинности, так и добровольной помощи. Приказ предусматривал проведение широкого круга профилактических и лечебных мер: раннюю диагностику и обязательную и своевременную (в день выявления заболевания) госпитализацию всех больных брюшным тифом, паратифом, дизентерией, токсической диспепсией, проводить дезинфекцию в очагах брюшным тифом и дизентерией, иммунизацию населения против острых желудочно-кишечных заболеваний, обследование на носительство работников пищевых учреждений. Планировалось установить строгое наблюдение за санитарным состоянием инфекционных больниц и отделений, организовать подготовку врачей, среднего медперсонала и санитарок для лечебно-профилактических учреждений, привлекая научных работников медицинских и научно-исследовательских институтов и др. [2, с. 259-264]. В 1943 г. Г.А. Митерев в выступлении на совещании медицинских работников в Москве остановился на успехах, достигнутых в борьбе с отдельными вспышками сыпного тифа. Затем подчеркнув, что «показатели заболеваемости брюшным тифом каких-либо существенных изменений не дали», отметил значительное снижение таких инфекций как дизентерия, корь, скарлатина, коклюш по сравнению с довоенным временем [4, с. 3-6]. За первые шесть месяцев 1943 г. по сравнению с тем же периодом 1942 г. заболеваемость сыпным тифом снизилась больше, чем на 50%, дизентерией - на 40%; снизилась заболеваемость острыми детскими инфекциями: корью - на 78%, скарлатиной - на 66%, коклюшем - на 40%, дифтерией - на 26% и продолжала снижаться в 1944 г. [5, с. 26]. Борьба с заболеваемостью и высокой смертностью детей, особенно раннего возраста, была в центре внимания органов здравоохранения. Наблюдавшееся в 1943-1945 гг. снижение роста детских инфекций нельзя объяснить только снижением рождаемости. Большое значение имела работа, проведенная Наркомздравом СССР по восстановлению и развитию помощи детям и ма- © Гончарова С.Г., 2022 2022. № 1-2. С. 166-171. Bulletin of Semashko National Research Institute of Public Health. ISSN 2415-8410 (Print) ISSN 2415-8429 (Online) 169 терям в годы войны. Так, в очередном приказе Г.А. Митерева как Уполномоченного ГКО, был намечен конкретный план борьбы с распространением детских инфекций [2, c. 430-433]. В годы войны получили большое распространение также такие социально значимые заболевания как туберкулез и малярия. Это было обусловлено сокращением лечебной сети и профилактических мероприятий. Вопросы о восстановлении и укреплении сети противотуберкулезных учреждений и организация борьбы с инфекциями в широком плане в 1942-1943 годах обсуждались в Наркомздраве СССР. Программа борьбы с туберкулезом проводилась в несколько этапов. На всех этапах осуществления программы борьбы с туберкулезом большое значение придавалось восстановлению сети противотуберкулезных учреждений и перестройке всей лечебно-профилактической работы по туберкулезу как с инфекционным заболеванием. Об этом свидетельствует приказ Г.А. Митерева, как Уполномоченного ГКО, от 6 ноября 1942 г. [2. с. 201]. Важное значение имело и постановление ГКО «О мероприятиях по борьбе с туберкулезом» № 15 от 5 января 1843 г. В этом постановлении говорилась о расширении стационарной и санаторной помощи для рабочих оборонных предприятий и диспансерного наблюдения больных туберкулезом, а также детей. Кроме того, Совнарком СССР выделил фонды для дополнительного питания более ста тысяч больных туберкулезом рабочих и утвердил инструкцию ВЦСПС о трудовом устройстве таких больных [2, c. 244-246; 6, с. 156]. В связи с ростом заболеваний малярией, Нарком здравоохранения СССР Г.А. Митерев, как Уполномоченный ГКО, обязал председателей Чрезвычайных противоэпидемических комиссий проверить ход выполнения утвержденного плана противомалярийных мероприятий на 1942 г. по республике, области, городу и району. Народным комиссарам предписывалось укомплектовать штаты малярийных групп наркомздравов, край- (обл)здравов, малярийных станций и пунктов. Обязать всех заведующих врачебными участками, поликлиниками, детскими консультациями и здравпунктами составить на весну-лето 1942 г. план обследования против рецидивного лечения и химио-профилактики населения на соответствующем участке; обеспечить выполнение противомалярийных мероприятий, а также полный курс систематического лечения всех выявленных больных при обследовании на паразитоносительство [2, с. 158-160]. 29 мая 1944 г. было принято постановление СНК СССР № 529 «О мероприятиях по ликвидации малярии». Было увеличено число противомалярийных станций. Так, если к 1941 г. в стране имелось 1095 малярийных станций, то к 1945 г. их число возросло до 1218. Малярийных врачебных пунктов числилось в 1941 г. - 926; фельдшерских малярийных пунктов - 1161. К 1945 г. число врачебных пунктов сократилось до 755, а фельдшерских увеличилось до 1423 [6, с. 24]. Одновременно с этим проводились масштабные гидротехнические работы для истребления малярийных комаров, расширялось производство и применение инсектицидов. Однако, несмотря на широкий охват населения обследованием и лечением в годы войны, окончательная ликвидация малярии произошла только в 50-е годы. В начале 1944 г. в приказах Наркомздрава СССР по каждой республике были намечены конкретные мероприятия на 1944 г. по восстановлению сети медико-санитарных учреждений в освобожденных от немецких захватчиков районах и борьбе с инфекционными заболеваниями [2, с. 349-351]. Опыт санитарно-эпидемической работы, накопленный советским здравоохранением за военное время, был подытожен на 5-ом пленуме Санитарно-эпидемиологического совета Наркомздрава СССР, состоявшегося в Москве 9-12 февраля 1944 г. Пленум отметил успехи и вскрыл недостатки в работе органов здравоохранения различного уровня. На пленуме, в докладах руководителей санитарных органов, было отмечено, что на территориях, освобожденных от оккупантов, еще не восстановлена численность основных санитарных учреждений (санитарно-эпидемиологические станции, санитарно-гигиенические и санитарно-бактериологические лаборатории), не везде обеспечена сеть санитарных учреждений медицинским персоналом, а также техническими средствами и препаратами. Не везде успешно ведется борьба с инфекциями и др. [7, с. 3-23]. После окончания войны ликвидация санитарных последствий продолжалась вплоть до 50-х годов. Таким образом, благодаря деятельности ГКО, Народного комиссариата здравоохранения 2022. No 1-2. P. 166-171. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 170 СССР1 , Главного военно-санитарного управления Красной Армии, в суровых условиях военного времени в СССР удалось предотвратить развитие эпидемий инфекционных заболеваний. В годы Великой Отечественной войны создание Государственного Комитета обороны сыграло большую роль в мобилизации материальных, финансовых и кадровых ресурсов для санитарно-эпидемиологического благополучия страны. Народный комиссар здравоохранения СССР Г.А. Митерев, назначенный Уполномоченным ГКО по борьбе с инфекциями, опираясь на советскую гражданскую и военную системы медицинской помощи, сумел объединить деятельность органов здравоохранения всех уровней и направить ее на решение конкретных задач, связанных с обеспечением охраны здоровья населения.

Об авторах

С. Г Гончарова

Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Email: goncharovasveta1901@gmail.com
Москва, Россия
историк медицины

Список литературы

  1. Митерев Г.А. В дни мира и войны. М.: Медицина, 1975. 256 с.
  2. Здравоохранение в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945. Сборник документов и материалов / под ред. М.И. Барсукова, Д.Д. Кувшинского. М.: Медицина, 1977. 575 с.
  3. Смирнов Е.И. Война и военная медицина: Мысли и воспоминания, 1939-1945. М.: Медицина, 1976. 463 с.
  4. Митерев Г.А. 25 лет Советского здравоохранения: Стенограмма доклада на собрании Актива руководящих медицинских работников Москвы. 21.07.1943 // Советское здравоохранение. 1943. № 7-8. С. 3-6.
  5. XXV лет Советского здравоохранения (1918-1943) / под ред. Г.А. Митерева. М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1944. 294 с.
  6. Здравоохранение в Союзе ССР (Статистический справочник) / под ред. А.М. Меркова. Рига: Научно-методическое бюро санитарной статистики Министерства здравоохранения Латвийской СССР, 1946. 100 с.
  7. Чехлатый Ф.Х. Пятый пленум Санитарно-эпидемиологического совета Наркомздрава СССР // Советское здравоохранение. 1944. № 4-5. С. 3-23.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 34

PDF (Russian) - 30

Cited-By


PlumX

Dimensions


© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах