Национальные и федеральные проекты в здравоохранении: сравнительный анализ нормативных правовых актов
- Авторы: Михайлов И.А.1,2,3,4
- Учреждения:
- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
- ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва, Российская Федерация
- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация
- Выпуск: № 3 (2025)
- Страницы: 104-109
- Раздел: Общественное здоровье и организация здравоохранения
- URL: https://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2948
- DOI: https://doi.org/10.69541/NRIPH.2025.03.016
- Цитировать
Аннотация
Проведение сравнительного анализа нормативных актов, которые определяют параметры и правила разработки и реализации государственных программ в здравоохранении является актуальной научной задачей. В ходе исследования всего было проанализировано 36 нормативных правовых актов. Осуществлялся поиск нормативных правовых актов в поисковых системах «Консультант Плюс» и «Гарант». Всего в ходе поиска было отобрано 68 документов, из которых 36 соответствовали тематике исследования. Далее мы провели контент-анализ отобранных документов на предмет извлечения положений и тезисов, непосредственно относящихся к рассматриваемой проблеме. Положения и тезисы извлекались в электронном виде и переносились в таблицу в формате Excel. Всего было извлечено для анализа 963 положения и тезисов. Тезисы были классифицированы на несколько типов: «разработка проекта», «мониторинг реализации проекта», «финансовое обеспечение проекта», «показатели проекта», «мероприятия проекта», «общие положения и тезисы», «сроки разработки», «сроки мониторинга», «контроль и надзор за реализацией проектов». Далее проводился собственно сравнительный правовой анализ по отобранным положениям и тезисам нормативных правовых актов. Осуществлялось сравнение положений и тезисов по однородным типам, которые были проставлены каждому положению и тезису. Была впервые предложена классификация тезисов и положений нормативных документов, регулирующих разработку и реализацию федеральных проектов на 9 стандартизированных типов. Также была предложена классификация самих этих документов на 4 однородные группы. Предложенные классификации позволяют применять матричный подход при разработке новых документов и дополнении уже существующих документов, поскольку позволяют визуализировать большое количество аспектов, которые необходимо учитывать при выполнении такой работы.
Об авторах
Илья Александрович Михайлов
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация; ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва, Российская Федерация; Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация
Email: mikhailov@rosmedex.ru
Список литературы
- Куделич М. И. Cистема нормативных требований? к оценке эффективности национальных проектов: актуальные проблемы. Финансовый журнал. 2019;50(4):36—49.
- Павлова Я. Ю., Бахтина Т. Б. Направления взаимодействия и развития национальных и федеральных проектов РФ: трудности и перспективы. Риск ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2019;(2):70—78.
- Бужор Я. И. Промежуточный анализ национальных проектов, реализуемых в Дальневосточном федеральном округе. Региональные проблемы. 2024;27(3):83—88. doi: 10.31433/2618-9593-2024-27-3-83-88
- Кудрина В. Г., Суслонова Н. В., Антонова И. В., Смирнова Т. Л., Журавлева Н. В., Барсукова Е. В. Данные анализа демографической ситуации в регионе как основа формирования национального и федеральных проектов. Общественное здоровье и здравоохранение. 2019;(3):15—20.
- Степанова О. Н. Надзор за исполнением федерального законодательства при реализации национальных проектов. Законность. 2020;(5):16—17.
- Дощатов А. А. Реализация национальных проектов как одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры российской Федерации. National Science Journal. 2023;1(7):37—42.