Национальные и федеральные проекты в здравоохранении: сравнительный анализ нормативных правовых актов

  • Авторы: Михайлов И.А.1,2,3,4
  • Учреждения:
    1. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
    2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
    3. ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва, Российская Федерация
    4. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация
  • Выпуск: № 3 (2025)
  • Страницы: 104-109
  • Раздел: Общественное здоровье и организация здравоохранения
  • URL: https://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2948
  • DOI: https://doi.org/10.69541/NRIPH.2025.03.016
  • Цитировать

Аннотация


Проведение сравнительного анализа нормативных актов, которые определяют параметры и правила разработки и реализации государственных программ в здравоохранении является актуальной научной задачей. В ходе исследования всего было проанализировано 36 нормативных правовых актов. Осуществлялся поиск нормативных правовых актов в поисковых системах «Консультант Плюс» и «Гарант». Всего в ходе поиска было отобрано 68 документов, из которых 36 соответствовали тематике исследования. Далее мы провели контент-анализ отобранных документов на предмет извлечения положений и тезисов, непосредственно относящихся к рассматриваемой проблеме. Положения и тезисы извлекались в электронном виде и переносились в таблицу в формате Excel. Всего было извлечено для анализа 963 положения и тезисов. Тезисы были классифицированы на несколько типов: «разработка проекта», «мониторинг реализации проекта», «финансовое обеспечение проекта», «показатели проекта», «мероприятия проекта», «общие положения и тезисы», «сроки разработки», «сроки мониторинга», «контроль и надзор за реализацией проектов». Далее проводился собственно сравнительный правовой анализ по отобранным положениям и тезисам нормативных правовых актов. Осуществлялось сравнение положений и тезисов по однородным типам, которые были проставлены каждому положению и тезису. Была впервые предложена классификация тезисов и положений нормативных документов, регулирующих разработку и реализацию федеральных проектов на 9 стандартизированных типов. Также была предложена классификация самих этих документов на 4 однородные группы. Предложенные классификации позволяют применять матричный подход при разработке новых документов и дополнении уже существующих документов, поскольку позволяют визуализировать большое количество аспектов, которые необходимо учитывать при выполнении такой работы.

Об авторах

Илья Александрович Михайлов

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация; ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва, Российская Федерация; Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация

Email: mikhailov@rosmedex.ru

Список литературы

  1. Куделич М. И. Cистема нормативных требований? к оценке эффективности национальных проектов: актуальные проблемы. Финансовый журнал. 2019;50(4):36—49.
  2. Павлова Я. Ю., Бахтина Т. Б. Направления взаимодействия и развития национальных и федеральных проектов РФ: трудности и перспективы. Риск ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2019;(2):70—78.
  3. Бужор Я. И. Промежуточный анализ национальных проектов, реализуемых в Дальневосточном федеральном округе. Региональные проблемы. 2024;27(3):83—88. doi: 10.31433/2618-9593-2024-27-3-83-88
  4. Кудрина В. Г., Суслонова Н. В., Антонова И. В., Смирнова Т. Л., Журавлева Н. В., Барсукова Е. В. Данные анализа демографической ситуации в регионе как основа формирования национального и федеральных проектов. Общественное здоровье и здравоохранение. 2019;(3):15—20.
  5. Степанова О. Н. Надзор за исполнением федерального законодательства при реализации национальных проектов. Законность. 2020;(5):16—17.
  6. Дощатов А. А. Реализация национальных проектов как одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры российской Федерации. National Science Journal. 2023;1(7):37—42.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 0

Cited-By


PlumX

Dimensions


© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах