«Поколение Z» в медицине: проблема выгорания на ранних этапах профессиональной деятельности

  • Авторы: Мингазова Э.Н.1,2,3, Садыкова Р.Н.4, Безымянный А.С.5, Мингазов Р.Н.2,6
  • Учреждения:
    1. ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва, Российская Федерация
    2. ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования», г. Москва, Российская Федерация
    3. ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет», г Казань, Российская Федерация
    4. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г Казань, Российская Федерация
    5. ГКУ «Дирекция по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы», г. Москва, Российская Федерация
    6. ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», г. Москва, Российская Федерация
  • Выпуск: № 3 (2025)
  • Страницы: 5-11
  • Раздел: Общественное здоровье и организация здравоохранения
  • URL: https://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2970
  • DOI: https://doi.org/10.69541/NRIPH.2025.03.001
  • Цитировать

Аннотация


Современная медицина испытывает приток молодого поколения, которое часто называют «поколением Z», по которым обычно понимают людей, рожденных между 1997 и 2010 годами. Это первое поколение, выросшее в эпоху интернета, смартфонов и мобильных приложений, что сформировало у них особое восприятие мира. Для представителей этого поколения характерны иные взгляды на конфиденциальность, доверие и взаимодействие в цифровом пространстве, чем у предыдущих поколений. Они придают большее значение личному благополучию, включая финансовую стабильность, здоровое питание, физическую активность, качественный сон и методы управления стрессом. Современные условия функционирования системы здравоохранения сопряжены с повышенным риском развития синдрома профессионального выгорания среди медицинских работников, в том числе на этапах начала профессиональной деятельности, среди ординаторов различных специализаций. По оценкам, до 60% ординаторов сталкиваются с этим состоянием, что вызывает обоснованную тревогу относительно благополучия молодых специалистов и стабильности самой системы здравоохранения.

Об авторах

Эльмира Нурисламовна Мингазова

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва, Российская Федерация; ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования», г. Москва, Российская Федерация; ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет», г Казань, Российская Федерация

Email: elmira_mingazova@mail.ru

Ромина Наилевна Садыкова

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г Казань, Российская Федерация

Email: sadykovaromina23@gmail.com

Алексей Сергеевич Безымянный

ГКУ «Дирекция по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы», г. Москва, Российская Федерация

Email: dkd@zdrav.mos.ru

Рустем Наилевич Мингазов

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования», г. Москва, Российская Федерация; ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», г. Москва, Российская Федерация

Email: mrn85@mail.ru

Список литературы

  1. Elenga N., Krishnaswamy G. A new generation of physicians-The Generation Z. Are you ready to deal with it? Front Public Health. 2023;(10):1015584. doi: 10.3389/fpubh.2022.1015584
  2. Gardner E., Owens R. W., Fortenberry K. T., Pippitt K, Ose D. J., Cochella S. Evaluation of enhanced mental and behavioral health training for family medicine residents: a research protocol. BMC Prim. Care. 2024;25(1)434. doi: 10.1186/s12875-024-02656-2
  3. Shumba A. T., Montanaro T., Sergi I., Fachechi L., De Vittorio M., Patrono L. Leveraging IoT-Aware Technologies and AI Techniques for Real-Time Critical Healthcare Applications. Sensors (Basel). 2022;22(19):7675. doi: 10.3390/s22197675
  4. Falebita O. S., Kok, P. J. Strategic goals for artificial intelligence integration among STEM academics and undergraduates in African higher education: a systematic review. Discov Educ. 2024;3(151). doi: 10.1007/s44217-024-00252-1
  5. Joyce C. M. The medical workforce in 2025: what's in the numbers? Med J Aust. 2013;199(5):6—9. doi: 10.5694/mja11.11575
  6. Van Lith T., Cheshure A., Pickett S. M. et al. Mindfulness based art therapy study protocol to determine efficacy in reducing college stress and anxiety. BMC Psychol. 2021;9(1):134. doi: 10.1186/s40359-021-00634-2
  7. Ng I. K.S., Tham S. Z.L., Chong K. M., Goh W. G.W., Thong C., Teo K. S. H. Burnout among medical residents: key drivers and practical mitigating strategies. Postgrad Med J. 2024;179. doi: 10.1093/postmj/qgae179
  8. Jain A., Tabatabai R., Vo A., Riddell J. «I Have Nothing Else to Give»: A Qualitative Exploration of Emergency Medicine Residents' Perceptions of Burnout. Teach Learn Med. 2021;33(4):407—415. doi: 10.1080/10401334.2021.1875833
  9. Mıdık O., Demirören M., Baykan Z. Difficulties Faced by Residents and Clues for Solutions: A Qualitative Study. Inquiry. 2024;(61):469580241271313. doi: 10.1177/00469580241271313
  10. Zloto O., Henenfeld M., Weinstein, O. What really makes residents tick or burn out? Insights from a National survey. BMC Med Educ. 2024;24(1):1377. doi: 10.1186/s12909-024-06331-z
  11. Hanna K. F., Koo K. Professional Burnout and Career Choice Regret in Urology Residents. Curr Urol Rep. 2024;25(12):325—330. doi: 10.1007/s11934-024-01226-4
  12. Amini M. J., Shafiee A., Mirhoseini M. S., Mohammaditabar M, Salehi S. A., Abdarian G., Sadeghi D., Tajvidi M., Bakhtiyari M., Bahadorimonfared A. Prevalence of depression and anxiety in orthopedic residents: a systematic review and meta-analysis. BMC Med Educ. 2024;24(1):1261. doi: 10.1186/s12909-024-06213-4
  13. Verret C. I., Nguyen J., Verret C., Albert T. J., Fufa D. T. How Do Areas of Work Life Drive Burnout in Orthopaedic Attending Surgeons, Fellows, and Residents? Clin Orthop Relat Res. 2021;79(2):251—262. doi: 10.1097/CORR.0000000000001457
  14. Boden L. M., Rodriguez C., Kelly J. D. 4th, Khalsa A. S., Casper D. S. Mindfulness Applications: Can They Serve as a Stress, Anxiety, and Burnout Reduction Tool in Orthopaedic Surgery Training? A Randomized Control Trial. JB JS Open Access. 2023;8(3). doi: 10.2106/JBJS.OA.22.00114
  15. Dietrich L. G., Vögelin E., Deml M. J., Pastor T., Gueorguiev B., Pastor T. Quality of Life and Working Conditions of Hand Surgeons-A National Survey. Medicina (Kaunas). 2023;59(8):1450. doi: 10.3390/medicina59081450
  16. Petrie K., Crawford J., Shand F., Harvey S. B. (2021), Workplace stress, common mental disorder and suicidal ideation in junior doctors. Intern Med J. 2021;(51):1074—1080. doi: 10.1111/imj.15124
  17. Miguel-Puga J. A., Cooper-Bribiesca D., Avelar-Garnica F. J., Sanchez-Hurtado L. A., Colin-Martínez T., Espinosa-Poblano E. et al. Burnout, depersonalization, and anxiety contribute to post-traumatic stress in frontline health workers at COVID-19 patient care, a follow-up study. Brain Behav. 2021;11(3):e02007. doi: 10.1002/brb3.2007
  18. Green W., Gao X., Li K., Banz B. C., Wu J., Crowley M. J., Camenga D. R., Vaca F. E. The Association of Sleep Hygiene and Drowsiness with Adverse Driving Events in Emergency Medicine Residents. West J Emerg Med. 2020;21(6):219—224. doi: 10.5811/westjem.2020.8.47357
  19. Winkel A. F., Morgan H. K., Hammoud M. M., Schatzman-Bone S., Young O. M., Santen S., Banks E., George K. Burnout and Well-Being in Trainees: Findings from a National Survey of US Obstetrics and Gynecology Residents. J Grad Med Educ. 2024;16(5):572—580. doi: 10.4300/JGME-D-23-00554.1
  20. Amaral M. L.C., da Silva I. M., Bello A. F., da Silva F. C., Romão G. S., Trapani A. Prevalence and factors associated with anxiety, depression and burnout in gynecology and obstetrics residents during the COVID-19 pandemic. Rev Bras Ginecol Obstet. 2024;46. doi: 10.61622/rbgo/2024AO17
  21. Alanazy A. R.M., Alruwaili A. The Global Prevalence and Associated Factors of Burnout among Emergency Department Healthcare Workers and the Impact of the COVID-19 Pandemic: A Systematic Review and Meta-Analysis. Healthcare (Basel). 2023;11(15). doi: 10.3390/healthcare11152220
  22. Lu D. W., Zhan T., Bilimoria K. Y., Reisdorff E. J., Barton M. A., Nelson L. S., Beeson M. S., Lall M. D. Workplace Mistreatment, Career Choice Regret, and Burnout in Emergency Medicine Residency Training in the United States. Ann Emerg Med. 2023;81(6):706—714. doi: 10.1016/j.annemergmed.2022.10.015
  23. Kavaliauskas P., Kazlauskas E., Smailyte G. Suicide risk factors among Lithuanian medical doctors and residents. Arch Public Health. 2024;82(243). doi: 10.1186/s13690-024-01478-z
  24. Poli M., Russotto S., Fornaro M., Gonda X., Lopez-Castroman J., Madeddu F, Zeppegno P., Gramaglia C., Calati R. Suicide risk among residents and PhD students: A systematic review of the literature. J Psychiatr Res. 2024;(181):433—462. doi: 10.1016/j.jpsychires.2024.12.013
  25. Bernstein S. A., Hanson J. L., Slat E. A., Duncan J. G. Medical Resident Perceptions of Distress during Training. South Med J. 2024;117(12):719—724. doi: 10.14423/SMJ.0000000000001766
  26. Brunsberg K. A., Landrigan C. P., Garcia B. M., Petty C. R., Sectish T. C., Simpkin A. L., Spector N. D., Starmer A. J., West D. C., Calaman S. Association of Pediatric Resident Physician Depression and Burnout with Harmful Medical Errors on Inpatient Services. Acad Med. 2019;94(8):1150—1156. doi: 10.1097/ACM.0000000000002778
  27. Barak G., Foradori D., Fromme H. B., Zuniga L., Dean A. Balancing Honest Assessment and Compassion for Learners Experiencing Burnout: A Workshop and Feedback Tool for Clinical Teachers. MedEdPORTAL. 2024;(20):11449. doi: 10.15766/mep_2374—8265.11449
  28. Fanning J. E., Patel A., Janis J. E. The Current State of Plastic Surgery Residency Wellness Programs: Benefits and Barriers. Plast Reconstr Surg Glob Open. 2024;12(2):e5567. doi: 10.1097/GOX.0000000000005567
  29. Ogbeide S., Hamlett J. A., Cruz I. I. Resident Feedback on Incorporating Reflection Rounds into a Family Medicine Residency Wellness Curriculum: A Brief Report. HCA Healthc J Med. 2024;5(3):331—341. doi: 10.36518/2689—0216.1776
  30. Lundholm M. D., Simpson K. P., Ozark L. A medical escape room to build intern workplace social capital in an internal medicine residency program. Med Teach. 2022;44(5):546—550. doi: 10.1080/0142159X.2021.2005243
  31. Steiner-Hofbauer V., Katz H. W., Grundnig J. S., Holzinger A. Female participation or «feminization» of medicine. Wien Med Wochenschr. 2023;173(5—6):125—130. doi: 10.1007/s10354-022-00961-y

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 0

Cited-By


PlumX

Dimensions


© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах