Единая профилактическая среда в образовательной организации — основное условие здоровьесбережения школьников

  • Авторы: Филькина О.М.1, Долотова Н.В.1, Воробьева Е.А.1, Малышкина А.И.1, Кочерова О.Ю.1
  • Учреждения:
    1. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В. Н. Городкова» Минздрава России, 153045, Иваново, Россия
  • Выпуск: № 1 (2023)
  • Страницы: 35-40
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2998
  • DOI: https://doi.org/10.25742/NRIPH.2023.01.006
  • Цитировать

Аннотация


Введение. Формирование здоровья и здорового образа жизни у детей и подростков является одним из приоритетных направлений профилактической медицины в настоящее время. В статье представлен региональный опыт и новые направления работы по созданию единой профилактической среды в образовательных учреждениях Ивановской области. Цель исследования: создать модель единой профилактической среды в образовательной организации, направленную на профилактику неинфекционных заболеваний, формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей в условиях межведомственного взаимодействия систем здравоохранения и образования. Материалы и методы: Во всех школах Иванова и Ивановской области, начиная с 2017 года, реализуется проект «Межведомственное сопровождение здоровья школьников с использованием автоматизированных технологий», разработанный в 2006 году по инициативе Правительства Ивановской области, направленный на создание межведомственной интеграции при сопровождении ребенка в образовательном учреждении для укрепления его здоровья, повышение информированности о здоровом образе жизни и формирование мотивации по его соблюдению. Результаты: В результате реализации проекта в школах создана модель единой профилактической среды, внедрение которой способствует улучшению показателей здоровья, физической подготовленности, эмоционального состояния и когнитивных способностей школьников, повышению информированности и мотивации к сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни у школьников, учителей и родителей. Заключение: Внедрение модели единой профилактической среды в школе позволяет оптимизировать состояние здоровья обучающихся, нормализовать их образ жизни, повлиять на мотивацию быть здоровым.

Об авторах

Ольга Михайловна Филькина

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства имени В. Н. Городкова» Минздрава России, 153045, Иваново, Россия

Email: omfilkina@mail.ru

Наталья Васильевна Долотова

Email: dolotovan@inbox.ru

Елена Анатольевна Воробьева

Email: ivniideti@mail.ru

Анна Ивановна Малышкина

Email: ivniimid@inbox.ru

Ольга Юрьевна Кочерова

Email: ivniideti@mail.ru

Список литературы

  1. Кучма В. Р., Рапопорт И. К., Сухарева Л. М., Скоблина Н. А., Седова А. С., Чубаровский В. В. и др. Здоровье детей и подростков в школьном онтогенезе как основа совершенствования системы медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся. Здравоохранение Российской Федерации. 2021;65(4):325—333. doi: 10.47470/0044-197x-2021-65-4-325-333.
  2. Кучма В. Р. Научные Основы разработки и внедрения современных моделей охраны здоровья обучающихся в образовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017;(3):19—29.
  3. Денисов Л. А., Нехорошева Е. В. Практика нормоприменения в межсекторальном взаимодействии по профилактике неинфекционных заболеваний обучающихся. Здравоохранение Российской федерации. 2021;65(2):143—150.
  4. Зорина И. Г., Макарова В. В., Кокшаров А. В., Емельянова Л. А. Ключевые аспекты и детерминанты формирования здоровья современных детей и подростков. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020;(5):253—273.
  5. Перекусихин М. В., Васильев В. В. Комплексная гигиеническая оценка внутришкольной среды общеобразовательных организаций. В сборнике: Актуальные вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на уровне субъекта федерации. Материалы межрегиональной научно-практической интернет-конференции. Под редакцией А. Ю. Поповой, Н. В. Зайцевой. 2017:225—230.
  6. Сазонова О. В., Мазур Л. И., Пыркова С. А., Гаврюшин М. Ю., Бережнова О. В. Значение санитарно-гигиенических факторов внутришкольной среды в формировании показателей здоровья обучающихся. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021;(2):201—213.
  7. Новикова И. И., Ерофеев Ю. В., Денисов А. В. Результаты комплексной гигиенической оценки здоровья школьников. Здоровье населения и среда обитания. 2018;(4):31—35. doi: 10.35627/2219—5238/2018-301-4-31-35.
  8. Попов В. И., Настаушева Т. Л., Жданова О. А. Состояние здоровья и физическая активность детей в период обучения в школе. Здравоохранение Российской федерации. 2021;65(3):238—244.
  9. Малышкина А. И., Филькина О. М., Воробьева Е. А., Румянцева Т. В. Региональная модель укрепления здоровья школьников. В кн: Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы. Монография: в 5 т. Москва; 2019.
  10. Кучма В. Р. Формирование здорового образа жизни детей и единого профилактического пространства в образовательных организациях: проблемы и пути решения. Гигиена и санитария. 2015;(6):20—25.
  11. Рапопорт И. К., Соколова С. Б., Чубаровский В. В. Заболеваемость школьников и проблемы создания профилактической среды в общеобразовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014;(3):10—16.
  12. Соколова Н. В. Роль отдельных факторов среды в формировании самооценки здоровья подростков. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Новой школе — здоровые дети». Изд-во «Научная книга» Воронеж. 2018:161—163.
  13. Храмцов П. И. Школьные проекты формирования единой профилактической среды на основе системной интеграции двигательной активности в образовательный процесс. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016;(3):34—40.
  14. Шарендо Я. М., Касперчик И. А., Сивакова С. П., Наумов И. А. Профилактическая стратегия по сохранению здоровья детей школьного возраста. Современные проблемы гигиены, радиационной и экологической медицины. 2020;(10):460—472.
  15. Филькина О. М., Воробьева Е. А., Слабинская Т. В., Румянцева Т. В. Региональная модель укрепления здоровья школьников ивановской области. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017;(1):22—26.
  16. Филькина О. М., Воробьева Е. А., Малышкина А. И., Слабинская Т. В., Румянцева Т. В. Областной центр здоровья школьников: структура, функции, направления деятельности. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018;(2):26—30.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 0

Cited-By


PlumX

Dimensions


© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах