Обзор: нормативно-правовые аспекты деятельности врача общей практики/семейного врача и факторы, определяющие социальную эффективность здравоохранения

  • Авторы: Кузнецова М.А.1, Васильева Т.П.1, Васильев М.Д.2, Арсеенкова О.Ю.1,2
  • Учреждения:
    1. ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва, Российская Федерация
    2. ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», ул. Шарикоподшипниковская, д. 9, Москва, 115088, Российская Федерация.
  • Выпуск: № 4 (2023)
  • Страницы: 5-12
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/3051
  • DOI: https://doi.org/10.25742/NRIPH.2023.04.001
  • Цитировать

Аннотация


В Российской Федерации за последние десятилетия произошли значительные перемены в правовом поле здравоохранения: принято и утверждено большое количество нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность медицинских организаций, поставив в основополагающие принципы качество и доступность медицинской помощи, устанавливая акцент на удовлетворенность населения качеством, получаемой медицинской помощи (удовлетворяющей потребностям населения). Целью исследования было изучение правового регулирования этапов развития и становления новой системы первичной медико-санитарной службы, основанной на деятельности врача общей практики/семейного врача, и факторов, влияющих на социальную эффективность здравоохранения по показателю удовлетворенности. Материалы и методы: Методологическая база исследования представлена нормативными документами; документами ВОЗ; публикациями зарубежных и отечественных авторов; проведен анализ более 11 российских нормативных документов федерального и ведомственного уровня из электронного фонда правовых и нормативно-технических документов «Consultant+», действующих и с изменениями с 1992 по 2019 гг. Оценка социальной эффективности здравоохранения по показателю «удовлетворенности» проводилась на основе международных рекомендаций ВОЗ (2018 г.). Заключение. Показано, что развитие ПМСП в стране согласуется с международными правовыми актами и направлены на повышение значимости общей врачебной практики для всего населения и удовлетворенности пациентов качеством оказываемых медицинских услуг. В системе оценки и организации медицинской помощи показатель удовлетворенности является общим индикатором социальной эффективности здравоохранения, обозначающей цели увеличения продолжительности здоровой жизни численности населения, продолжительности жизни, снижение уровня смертности и инвалидности населения и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. В своих исследованиях авторы ориентировались на подбор и анализ разработанности методологии и методов оценки удовлетворенности ВОП и пациентов, способствующие мотивировать профессиональную деятельность врача общей практики и экономическую эффективность управленческих решений.

Об авторах

Мария Анатольевна Кузнецова

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва, Российская Федерация

Email: mascha.kuznetsova@yandex.ru

Татьяна Павловна Васильева

Email: vasileva_tp@mail.ru

Михаил Дмитриевич Васильев

ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», ул. Шарикоподшипниковская, д. 9, Москва, 115088, Российская Федерация.

Email: m.vasilev@mail.ru

Ольга Юрьевна Арсеенкова

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064, г. Москва, Российская Федерация; ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», ул. Шарикоподшипниковская, д. 9, Москва, 115088, Российская Федерация.

Email: omasik@gmail.ru

Список литературы

  1. Куделина О. В. Реформирование здравоохранения: взгляд из региона. Известия Томского политехнического университета. 2014;325(6):47—53.
  2. Плотникова Т. Н., Русаков Г. Н. Здравоохранение, социальная эффективность, закономерности и тенденции. Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева. 2009;22(1—2):120—130.
  3. Овчинников Е. Н., Губин А. В., Голобкова И. А., Стогов М. В. Анализ удовлетворенности пациентов качеством оказанных услуг как эффективный механизм менеджмента в медицинской организации. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: экономика и менеджмент. 2017;11(1):166—173.
  4. Haas JS, Cook EF, Puopolo AL, Burstin HR, Cleary PD, Brennan TA. Is the professional satisfaction of general internists associated with patient satisfaction? J Gen Intern Med. 2000;15(2):122—128. doi: 10.1046/j.1525—1497.2000.02219.x.
  5. Baker R, Streatfield J. What type of general practice do patients prefer? Exploration of practice characteristics influencing patient satisfaction. Br J Gen Pract. 1995;45(401):654—659.
  6. Levinson W, Lesser CS, Epstein RM. Developing physician communication skills for patient-centered care. Health Aff (Millwood). 2010;29(7):1310—1318. doi: 10.1377/hlthaff.2009.0450.
  7. Садовый М. А., Кобакова О. С., Деев И. А., Куликов Е. С., Табакаев И. А., Тюфилин Д. С., Воробъева О. О. Удовлетворенность качеством медицинской помощи: «всем не угодишь» или «пациент всегда прав»? Бюллетень сибирской медицины. 2017;6(1):152—161.
  8. Сусин С. А., Вавилов А. В., Гинятулина Р. И. Удовлетворенность пациентов городской многопрофильной больницы медицинским обслуживанием. Исследования и практика в медицине. 2018;5(4):118—125.
  9. Ejlertsson L, Heijbel B, Ejlertsson G, Andersson I. Recovery, work-life balance and work experiences important to self-rated health: A questionnaire study on salutogenic work factors among Swedish primary health care employees. Work. 2018;59(1):155—163. doi: 10.3233/WOR-172659.
  10. Schneider E, Sarnak D, Squires D, Shah A, Doty M. Mirror, Mirror 2017: International Comparison Reflects Flaws and Opportunities for Better U. S. Health Care. New York: The Commonwealth Fund, 2017.
  11. Гордеева Т. И. Анализ удовлетворенности потребителей качеством услуг органа инспекции. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2020;(11):4—13. doi: 10.35627/2219—5238/2020-332-11-4-13.
  12. Покида А. Н., Зыбуновская Н. В. Здоровье в восприятии россиян и реальные медицинские практики. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2021;(7):19—27. doi: 10.35627/2219—5238/2021-29-7-19-27.
  13. Черкасов М. А., Черный А. Ж., Шубняков И. И., Иржанский А. А., Идрисов Х. К., Дзамихов Р. Х. Комплексная оценка качества медицинской помощи с точки зрения пациента. Новости Хирургии. 2019;27(1):49—58.
  14. Thun S., Halsteinli V., Løvseth, L. A study of unreasonable illegitimate tasks, administrative tasks, and sickness presenteeism amongst Norwegian physicians: an everyday struggle? BMC Health Serv Res. 2018;(18):407. doi: 10.1186/s12913-018-3229-0.
  15. Zhou AY, Panagioti M, Esmail A, Agius R, Van Tongeren M, Bower P. Factors Associated With Burnout and Stress in Trainee Physicians: A Systematic Review and Meta-analysis. JAMA Netw Open. 2020;3(8):e2013761. doi: 10.1001/jamanetworkopen.2020.13761.
  16. Schoenfelder T, Klewer J, Kugler J. Determinants of patient satisfaction: a study among 39 hospitals in an in-patient setting in Germany. Int J Qual Health Care. 2011;23(5):503—509. doi: 10.1093/intqhc/mzr038.
  17. Stewart M. et al. Patient-centered medicine: transforming the clinical method. — CRC press, 2013. doi: /10.1201/b20740.
  18. Nørøxe KB, Pedersen AF, Bro F, Vedsted P. Mental well-being and job satisfaction among general practitioners: a nationwide cross-sectional survey in Denmark. BMC Fam Pract. 2018;(19):130. doi: 10.1186/s12875-018-0809-3.
  19. Cohidon C, Wild P, Senn N. Practice Organization Characteristics Related to Job Satisfaction Among General Practitioners in 11 Countries. Ann Fam Med. 2019;17(6):510—517. doi: /10.1370/afm.2449.
  20. Semmer, N.K., Tschan, F., Jacobshagen, N., Beehr, T.A., Elfering, A., Kälin, W., & Meier, L. L. Stress as Offense to Self: a Promising Approach Comes of Age. Occupational Health Science. 2019;(3):205—238. doi: 10.1007/s41542-019-00041-5.
  21. Semmer NK, Jacobshagen N, Meier LL, et al. Illegitimate tasks as a source of work stress. Work Stress. 2015;29(1):32—56. doi: 10.1080/02678373.2014.1003996.
  22. Meier L., Semmer N. Illegitimate tasks as assessed by incumbents and supervisors: converging only modestly but predicting strain as assessed by incumbents, supervisors, and partners. European Journal of Work and Organizational Psychology. 2018;(27):764—76. doi: 10.1080/1359432X.2018.1526785.
  23. Sonnentag S, Lischetzke T. Illegitimate tasks reach into afterwork hours: A multilevel study. J Occup Health Psychol. 2018;23(2):248—261. doi: /10.1037/ocp0000077.
  24. Thun S., Halsteinli V., Løvseth, L. A study of unreasonable illegitimate tasks, administrative tasks, and sickness presenteeism amongst Norwegian physicians: an everyday struggle? BMC Health Serv Res. 2018;(18):407. doi: 10.1186/s12913-018-3229-0.
  25. Цветкова И. И. Факторы, оказывающие влияние на формирование системы мотивации персонала. Бюллетень науки и практики — научный журнал. 2016;11(12):210—214.
  26. Карпович А. П. Мотивационный потенциал как объект управления в организациях. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015;11(10):11—17.
  27. Глущенко В. В., Мусатова О. А., Мишутин С. А., Пшукова К. А., Сычев В. С. Парадигма формирования политики мотивации персонала высокотехнологичной организации. Бюллетень науки и практики — научный журнал. 2019;5(1):264—281.
  28. Joseph-Williams N, Lloyd A, Edwards A et al. Implementing shared decision making in the NHS: lessons from the MAGIC programme. BMJ. 2017;(357):j1744. doi: 10.1136/bmj.j1744.
  29. Kvist T, Voutilainen A, Mäntynen R, Vehviläinen-Julkunen K. The relationship between patients' perceptions of care quality and three factors: nursing staff job satisfaction, organizational characteristics and patient age. BMC Health Serv Res. 2014;(14):466. doi: 10.1186/1472-6963-14-466.
  30. Friedberg MW, Chen PG, Van Busum KR, et al. Factors Affecting Physician Professional Satisfaction and Their Implications for Patient Care, Health Systems, and Health Policy. Rand Health Q. 2014;3(4):1.
  31. Broetje S, Bauer GF, Jenny GJ. The relationship between resourceful working conditions, work-related and general sense of coherence. Health Promot Int. 2020;35(5):1168—1179. doi: 10.1093/heapro/daz112.
  32. Jenny GJ, Bauer GF, Vinje HF, Vogt K, Torp S. The Application of Salutogenesis to Work. The Handbook of Salutogenesis. 2016;197—210 doi: 10.1007/978-3-319-04600-6_20.
  33. Bauer GF., Vogt К., Inauen A, Jenny GJ. Work-SoC—Entwicklung und Validierung einer Skala zur Erfassung des arbeitsbezogenen Kohärenzgefühls. Zeitschrift für Gesundheitspsychologie. 2015;(23):20—30. doi: 10.1026/0943-8149/a000132.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 0

Cited-By


PlumX

Dimensions


© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах