SOCIOLOGICAL EVALUATION OF STUDYING THE OPINION OF PATIENTS ABOUT THE ORGANIZATION OF MEDICAL CARE IN THE CENTERS OF DIALYSIS TREATMENT

  • Authors: Ibragimov A.I1, Zagoruychenko A.A1, Akchurin M.R2, Kotenko O.N3
  • Affiliations:
    1. National Research Institute for Public Health
    2. Medical Center of High Technologies Clinic №1, Moscow
    3. GBUZ "City Clinical Hospital № 52 DMD"
  • Issue: No 4 (2017)
  • Pages: 50-55
  • Section: Articles
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1788
  • Cite item

Abstract


This article reflects the main directions for improving the accessibility and quality of hemodialysis care in the Krasnoyarsk Territory within the centers of dialysis treatment of different forms of ownership. In the course of the study, the following methods were used: study and generalization of experience, analytical, statistical, sociological (survey), comparative analysis. The aim of this study was to study patients 'opinions on the basis of a comparative analysis of patients' satisfaction with the results of treatment at centers providing hemodialysis care in the CHI system. As a result, it was revealed that for many significant factors reflecting the quality and level of medical care in the departments, positive judgments were noted with the aim of making appropriate management decisions to improve the organizational conditions and informational support for the activities of the centers.

Full Text

Введение В настоящий момент отдельного внимания заслуживают вопросы, связанные с совершенствованием доступности и качества организации медицинской помощи, при этом актуальность данной проблематики подтверждается и в центрах диализного лечения [1,2,3]. Целью данного исследования явилось изучение мнения пациентов на основе проведения сравнительного анализа удовлетворенности пациентов результатами лечения в разных отделениях, оказывающих гемодиализную помощь в системе ОМС. Методы. Учитывая особую актуальность данной проблематики, в ходе настоящего исследования использовались следующие методы: изучение и обобщение опыта, аналитический, статистический, социологический (опрос), сравнительного анализа. На основании имеющихся материалов нами была сформирована анкета по изучению мнения пациентов о доступности, качестве организации гемодиализной помощи и уровне медицинского обслуживания в отделениях [2,4]. В данной статье был проведен анализ 52 удовлетворенности пациентов результатами лечения в диализных центрах различной формы собственности в Красноярском крае. Результаты проведенного исследования показали, что 67,6% опрошенных удовлетворены уровнем комфортности в центрах диализного лечения, частично удовлетворены - 32,4% пациентов. Все респонденты дали добровольное информированное согласие на участие в исследовании. Сбор статистического материала проводился сплошным способом методом анкетирования при нахождении пациентов на лечении в центре диализа. Пациентов просили оценить значимость организационных условий предоставления медицинской помощи, информационное обеспечение и собственно социальнопсихологические особенности пациентов. Опросом был охвачен 281 пациент старше 18 лет, среди респондентов изучаемой группы преобладали лица мужского пола (54,0%), женщины составляли 46,0%. Среди опрошенных 25,9% составили пациенты в возрасте от 51 до 60 лет, 23,8% - лица в возрасте 61 до 70 лет, в возрасте от 41 до 50 лет - 17,3%, от 31 до 40 лет - 13,4%, от 71 и старше - 11,2%, лица более молодого возраста составляли 8,4% респондентов. При этом число оптимистов, оценивающих уровень медицинского обслуживания в диализных центрах, составило 81,4 % от всех опрошенных, что является положительным явлением при оценке качества жизни пациентов. Ответы были получены из разных городов и районов Красноярского края, таким образом, больше всего ответов дали респонденты Красноярска (67,6% опрошенных), Сосновоборска (2,4% пациентов), Дивногорска (1,4% опрошенных), Заозерного (0,3%), Шарыпово (1%), Канска (0,7%), Лесосибирска (0,7%), Ачинска (0,3%), Кодинска (0,3%), 12,8% респондентов проживали в сельской местности. Результаты проведенного исследования показали, что в целом респонденты достаточно высоко оценили уровень медицинского обслуживания в диализных центрах, большинство удовлетворены работой регистратуры (59,4%), состоянием санитарных комнат (50,5%), режимом работы центра (47,6%), наличием буфета (45,9%), возможностью просмотра телевидения во время диализа, чтения книг, бесплатного пользования сетью Интернет (42,7%), выделенную парковку для автомобилей пациентов (42,3%). Качество питания, 53 разнообразие блюд, время для приема пищи оценили положительно 61,5% пациентов, удовлетворительное -10,3%. На вопрос о доступности информационных материалов, предусматривающих руководство по питанию, лечение анемии, правила ухода за артериовенозной фистулой, 86,7% пациентов ответили положительно, при этом о хорошей организации работы и высоком уровне медицинского обслуживания в отделениях диализного лечения свидетельствует тот факт, что у 72,9% пациентов не возникли конфликты при лечении в центре. Обсуждение. Анализ распределения оценки респондентами режима работы и месторасположения центра показал, что 28,1% опрошенным «очень удобно» добираться до центра, 48,7% -«удобно», 10,6% - «не хорошо, не плохо», остальные пациенты были не очень удовлетворены транспортной доступностью центров. Одной из целей проведения данного вида анкетирования был сравнительный анализ деятельности центров диализного лечения при организации лечения населению в Красноярском крае. В результате было выявлено, что по многим значимым факторам, отражающим качество и уровень медицинского обслуживания в отделениях, отмечались положительные суждения, пациентам было предложено высказать пожелания и предложения для улучшения условий пребывания в центре диализного лечения. Большинство респондентов высказали пожелания об улучшении качества питания и расширения ассортимента блюд, изменении транспортной схемы, совершенствовании лекарственного обеспечения, о возможности получения дорогостоящих препаратов на месте. Выводы. Таким образом, анализ результатов проведенного социологического исследования позволил определить основные направления дальнейшего развития и совершенствования работы центров диализного лечения и оперативно принять соответствующие управленческие решения, способствующие повышению доступности и качества гемодиализной помощи для населения.

About the authors

A. I Ibragimov

National Research Institute for Public Health

Email: otdel-77@mail.ru

A. A Zagoruychenko

National Research Institute for Public Health

Email: zagoranna@mail.ru

M. R Akchurin

Medical Center of High Technologies Clinic №1, Moscow

Email: akchurinm@bk.ru

O. N Kotenko

GBUZ "City Clinical Hospital № 52 DMD"

Email: olkotenko@yandex.ru

References

  1. Бикбов Б.Т., Томилина Н.А. Заместительная терапия больных с хронической почечной недостаточностью в Российской Федерации в 1998-2011 гг. // Отчет по данным Российского регистра заместительной почечной терапии, Нефрология и диализ - Ч.1- Т-16, №1- 2014. -127 с.
  2. Мухаметзянов И.Ш. Терминальная стадия хронической почечной недостаточности и совершенствование управления службой заместительного лечения на региональном уровне (медико-социальные, клинические и организационно-управленческие аспекты): Автореф. дис. д-ра мед.наук. - Казань, 2002. -с.46.
  3. Суслов В.П., Круглов Е.Е., Горюнов В.В., Ватазин А.В., Смоляков А.А., Ващук И.А. Состояние и персперктивы развития службы диализа в Московской области // Альманах клинической медицины. -2009.□ № 20.-С. 66-70.
  4. Ибрагимов А.И., Загоруйченко А.А., Акчурин М.Р., Котенко О.Н. Организационные аспекты доступности гемодиализной помощи в Москве // Роль здравоохранения в охране общественного здоровья: Мат. межд. научно-практ. конф., 5-6 апреля 2016 г. Москва. // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья РАМН, 2016. Вып. 1. C.75-78.

Statistics

Views

Abstract - 4

PDF (Russian) - 4

Cited-By



Copyright (c) 2017 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies