Г. Уэллс и медицина
- Авторы: Медведева Л.М.1
- Учреждения:
- Волгоградский государственный медицинский университет
- Выпуск: № s (2017)
- Страницы: 116-117
- Раздел: Статьи
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1883
- Цитировать
Аннотация
В статье рассматривается творчество Г. Уэллса в контексте истории медицины.
Полный текст
116 риода, в том числе в сфере здравоохранения [1]. Писатель изучал естественные науки, являлся доктором биологии, некоторое время работал помощником одного из последователей Ч. Дарвина. В дальнейшем его профессиональные интересы нашли отражение и продолжение в творчестве. В нашем контексте особый интерес представляют два произведения: «Остров доктора Моро» и «Похищенная бацилла». Рассказ «Похищенная бацилла» был напечатан в 1894 г., сюжетная линия касается рассуждений о холере и возможности ее использования в политических целях как бактериологическое оружие. Предполагают, что идея романа «Остров доктора Моро» возникла примерно в это же время. Медицинская тематика была очень популярна в научнофантастической и художественной литературе на рубеже XIX-XX веков во многих странах. В России этим проблемам уделяли внимание М. А. Булгаков (1891-1940 гг.) «Собачье сердце», «Роковые яйца», а также А. Р. Беляев (1884-1942 гг.) «Голова профессора Доу-эля», «Человек-амфибия» и др. Этот интерес, вероятно, был результатом успехов научной медицины и, в первую очередь, связанных с ними ожиданий по поводу здоровья, жизни и будущего человечества. В романе «Остров доктора Моро» Г. Уэллс уделяет внимание биолого-физиологическим отличиям человека и животного, рассматривает влияние цивилизации на природу человека и т. п. Главный герой доктор Моро рассуждает о ринопластике, прекрасно ориентируясь в этом вопросе. Г. Уэллс интересовался проблемой пересадки органов, но не знал о явлении биологической несовместимости, которая тогда еще не была открыта, что также нашло отражение в анализируемом произведении. В современном медико-философском дискурсе актуальны рассуждения о боли [2]. Г. Уэллс рассматривал и эту проблему. Так, доктор Моро отмечает: «Боль- это просто наш советчик, она, подобно врачу, предостерегает и побуждает нас к осторожности... Что же касается людей, то чем выше они будут по своему интеллектуальному развитию, тем тщательнее станут заботиться о себе и тем менее будут нуждаться в боли - этом стимуле, ограждающих их от опасности. Я до сих пор не знаю ни одной бесполезной вещи, которую бы эволюция не устранила бы рано или поздно. А боль становится бесполезной» [3, с. 179]. Эти рассуждения вполне вписываются в русло современных дискуссий о боли. Неоднократно отмечено наличие у фантастов дара предсказателя или их идеи находят свое воплощение как реализация желания людей. Художественные произведения помогают осмыслить научные изыскания, их отдаленные последствия, подготовить общество к восприятию инноваций от медицины, адаптировать их цели для непрофессионалов, а также наметить перспективы дальнейших научных иссле 117 дований.История медицины заключается не только в источниках прошлого, но и в футурологических проектах или попытках предвидения будущего этой сферы. Расширение исследовательского поля истории медицины за счет источников такого рода - одно из актуальных современных направлений изучения истории медицины. ЛитератураОб авторах
Лариса Михайловна Медведева
Волгоградский государственный медицинский университет
Email: lmmedvedeva@yandex.ru
к. филос. н., доцент кафедры истории и культурологи
Список литературы
- Уэллс Г. Россия во мгле [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //www.isidor/ru.
- Хайдарова Г. Р. Феномен боли в культуре: автореф. дис.. на соиск. уч. ст. д. филос. н., Санкт-Петербург, 2013.
- Савчук В. В. Конверсия искусства. - СПб.; ООО «Издательство «Петрополис», 2001. - 288 с.
- Уэллс Г. Фантастические произведения. - М.: Правда, 1979.
Статистика
Просмотры
Аннотация - 12
PDF (Russian) - 6