Упоминание о врачевании в древнеиндийском эпосе «Рамаяна»
- Авторы: Суботялов М.А.1, Суботялова А.М.1
- Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
- Выпуск: № s (2017)
- Страницы: 175-177
- Раздел: Статьи
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1904
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
175 Поздневедический период развития аюрведы приходится на X- VI в. до н.э. Именно в это время был создан эпос Древней Индии «Рамаяна», являющийся ценнейшим источником свидетельств об индийской культуре. Благодаря разносторонней природе этого произведения, в нем содержится много информации о врачевании, существовавшем в то время. «Рамаяна», автор Вальмики (Valmiki), основана на истории Рамачандры (Рамы), легендарного древнеиндийского царя. Существует предположение, что данная история была популярна в народе и исполнялась как баллада, а позже была записана мудрецом Вальмики на санскрите. Macdonell A. A., обсуждая вопрос датировки этого эпоса, пришел к выводу, что он относится к добуддийскому периоду, и середина «Рамаяны» была составлена до V в. до н.э., в то время как более поздние вставки, вероятно, были добавлены не ранее II в. до н.э. Что касается врачевания, первое существенное отличие, которое мы обнаруживаем в «Рамаяне» - это появление врачевателя Дханвантари как олицетворения аюрведы (Рамаяна I.45.31-32), который превозносится вместо ведических врачевателей Ашвини, понизив их статус (Рамаяна I.50.18) [4]. Это указывает на упрочившееся положение аюрведы и уважение, с которым люди к ней относились. Слово «вайдья» в широком смысле обозначало ученого человека, но постепенно так стали называть врача (Рамаяна II.10.30). Судя по всему, к этому периоду основные концепции аюрведы уже были сформулированы, и аюр-веда, которая ранее была разделена на восемь направлений (Рамаяна II.91.20), вновь объединилась в единое целое, включив все восемь. Это достигло своей кульминации в появлении «Аштанга-хридая-самхиты» [2]. Ведические Ашвини представляют разделение аюрведы на специализации, сами олицетворяя два основных направления терапии и хирургии, в то время как Дханвантари объединил все знание в целом. Возможно, это было продиктовано необходимостью открытия больниц и вытекающим из этого распространением врачевателей, которые могли решить большую часть проблем со здоровьем [4]. Психологические функции и патологические синдромы, вызванные дошами, были четко сформулированы и широко известны в то время [1, 3]. Среди трех дош вайу (вата) отводилось самое высокое положение по причине его огромного значения для понимания природы болезней. В «Рамаяне» патологические эффекты, вызванные чрезмерным вайу, описываются как (1) уродства тела (Рамаяна I.32.23), (2) трудность при мочеиспускании и опорожнении кишечника, (3) респираторные заболевания и (4) боль и неподвижность суставов (Рамаяна VII.35.50,51). Утверждается важность вайу для поддержания жизни и здоровья (Рамаяна VII.35.60). Употребление 176 специальных терминов «пракопа» (Рамаяна VII.35.52) и «купита» (Рамаяна VII.35.60), указывает на то, что данное представление вайу было заимствовано из существовавших тогда самхит аюрведы [1]. Согласно «Рамаяне», хотя этого и не обнаружено в аюрведических текстах, в то время был популярен метод сохранения мертвого тела в бочке с маслом (Рамаяна II.66.14-16, VII.75.2,3). Сушена, лекарь-хирург, сопровождавший Раму в военном походе (Рамаяна VI.73.62, 74.10), лечил Раму, Лакшмана и других раненых солдат терапевтическими и хирургическими методами (Рамаяна VI.91.25-27). Для этого он применял некоторые травы, обладающие определенными свойствами, основные четыре из них назывались мритасандживани, вийалйакарани, саварнакарани и санд-хани. Кроме перечисленных основных трав, в «Рамаяне» в разных контекстах упоминаются еще некоторые растения, например при описании леса, жилищ отшельников, времен года и т. д. (Рамаяна II.91.94, III.60.73, 75, IV.1). Среди них одно примечательное растение- нилашока (Рамаяна III.73.4, IV.1.79). Лекарственное растение Ашока широко распространено и известно ботаникам, однако, какое растение называлось нилашокой, не ясно, поскольку известные разновидности ашоки (Saraca indica) не бывают голубого цвета (нила - голубой, санскр.). Слово «джвара» используется для обозначения «страдания», но в определенном контексте обозначает лихорадку (Рамаяна II.51.27; VI.7.14). В одном месте (Рамаяна V.28.6) есть упоминание оперативного вмешательства при затрудненных родах. Это свидетельствует о том, что в то время такая помощь практиковалась [4].На основании научного анализа источников выявлено, что в эпическом произведении «Рамаяна» присутствуют наиболее ранние врачебные упоминания, свидетельствующие о высоком уровне знаний о врачевании в период создания данного произведения. ЛитератураОб авторах
Михаил Альбертович Суботялов
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Email: subotyalov@yandex.ru
д. м. н., проф. кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Анна Михайловна Суботялова
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Email: anyuta108@mail.ru
студентка 3 курса
Список литературы
- Суботялов М. А., Дружинин В. Ю. Индивидуально-типологический (конституциональный) подход к организму и личности в аюрведической медицине // Традиционная медицина. - 2011. - № 3 (26). - с. 60-63.
- Суботялов М. А., Дружинин В. Ю. Медицинское образование в традиционной аюрведической медицине // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 6. - с. 186-191.
- Суботялов М. А., Дружинин В. Ю. Психосоматическое направление в традиционной аюрведической медицине // Вестник Томского государственного университета. История. - 2013. - № 4 (24). - С. 169-172.
- Sharma, P. History of Medicine in India (From Antiquity to 1000 AD) / P. Sharma. New Delhi: Indian National Science Academy, 1992. 180 p.
Статистика
Просмотры
Аннотация - 23
PDF (Russian) - 7