Совместимы ли мода и медицина?

Аннотация


Принято считать, что медицина, которая определяется как профессиональная деятельность, в основе которой лежит строго научный подход, не подвержена моде. Однако весь ход развития медицины подтверждает, что мода в медицине явление далеко не редкое.

Полный текст

Medicine, the history of medicine, tradition, fashionable tendencies. На первый взгляд, мода и медицина, которая декларируется как профессиональная деятельность, в основе которой лежит исключительно научный подход, явления несовместимые. Однако весь ход развития медицины подтверждает, что мода в медицине явление не редкое. Мода в обычном понимании есть непродолжительное господство определенного типа стандартизованного массового поведения в соответствии с массовыми вкусами и увлечениями. Моду следует рассматривать как сложное социокультурное явление, тесно сопряженное с культурой повседневности, которое придает смысл и значимость окружающим предметам и рутинным действиям человека. А так как в основе моды лежат глубинные социопсихологические механизмы, среди которых стремление к приятию, успешной самоактуализации и самореализации (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Маслоу), то не удивительно, что мода легко проникает и в профессиональную сферу, в том числе и в медицину[3, 5]. Мода в медицине отличается от других сфер тем, то менее чем все другие кажется бессмысленной, поскольку «имеет научное основание» [4] и именно поэтому в ее ловушку легко попасть. Еще одна причина, по которой модные тенденции легко проникают в медицину та, что все модное обычно связывают с совершенствованием и прогрессом. В современной парадигме медицинское знание представлено как знание, которое все время поступательно идет вперед и непрерывно совершенствуется. Однако нужно понимать, что медицина вовсе не является т. н. «thing- that - is - getting - better - all - the - time», т. е. «вещью- которая - все время- становится - лучше - и лучше» [2, C. 18]. Медицина, как и все другие сферы развивается по спирали, и история знает немало примеров, когда величайшие прорывы и открытия забывались и открывались заново на новом витке развития медицины. Еще больше в медицине феноменов, споры об эффективности которых велись на протяжении веков. Среди них: кровопускание и герудо-терапия, лечение ртутью и драгоценными металлами, водолечение 207 и гомеопатия, грязелечение и минеральные воды, диеты, курорты и кумыселечебницы. Мода тороплива и иррациональна. Желание быть принятым обществом, стать популярным часто превосходит осознаваемую необходимость проверить метод еще и еще раз, подобно тому, как это сделал Э. Дженнер, прежде чем начать тиражировать свой метод вакцинации. Человек устроен так, что новинки всегда кажутся ему привлекательными, однако они часто «оказываются совершенно ничего не стоящими, а иногда приобретают склонность становиться крайне опасными и даже прямо гибельными»[4, C. 58]. Мода в медицине, вероятно, возникла еще в древности, когда врачевание выделилось в отдельную профессию. Врачи быстро заняли высокую социальную позицию, и в их профессиональной группе быстро возникла конкуренция. Врачи сами способствовали популяризации собственных средств и способов лечения. Не это ли стало причиной, по которой уже в Древнем мире (Вавилон) врач был обязан вначале использовать официально одобренные (мы бы сказали - сертифицированные) методы лечения в течение установленного срока и лишь после этого переходить к собственными изобретениям. Даже современное врачевание, несмотря на наличие доказательной медицины, не свободно от такого явления, как мода. И здесь уместно вспомнить слова знаменитого кардиолога Б. Лауна, [1, С.106], который утверждает, что «ошибочных идей в лечении не становится меньше. Догмы и заблуждения, как и много веков назад, передаются из поколения в поколение, из учебника в учебник. Многие устоявшиеся методы лечения - это традиции и ритуалы, поддерживаемые силой инерции или моды. При этом около 80% из них не имеют убедительного обоснования». Литература:

Об авторах

Ирина Кабдрахимовна Черемушникова

Волгоградский государственный медицинский университет

Email: inhabitus@mail.ru

д. филос. н., доцент, профессор кафедры истории и культурологи

Список литературы

  1. Лаун Б. Дети Гиппократа XXI века. Дела сердечные.- М.: ЭКСМО, 2010.
  2. Lindeman M. Medicine and Society in Early Modern Europe. Cambridge University Press, 2010.
  3. Петров А. В., Чере // Культурная жизнь Юга России. - 2016. - № 2 (61). -С. 72-76.
  4. Тиббитс Э. Т. О моде в медицине XIX века. - СПб.: Издание А. Е. Рябченко, 1885.
  5. Черемушникова И. К., Петров А. В., Медведева Л. М. Коммуникативная компетентность врача в условиях медикализации культуры // Социальная сфера экономики: исследования, проблемы и перспективы развития: Монография. - Волгоград: Издательство ВолгГМУ, 2015. - С. 200- 219.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 2

PDF (Russian) - 2

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах