Некоторые итоги модернизации и перспективы совершенствования наркологической службы Свердловской области
- Авторы: Бабушкина Е.И1, Чернова Т.В1
- Учреждения:
- Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Уральский научно-практический центр медико-социальных и экономических проблем здравоохранения»
- Выпуск: № 1-1 (2016)
- Страницы: 24-28
- Раздел: Статьи
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1929
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
В Свердловской области завершилась модернизация наркологической службы, проводимая с целью улучшения кадрового обеспечения и материально-технического состояния учреждений и подразделений специализированной службы, а также внедрения современных методов диагностики, лечения и медико-социальной реабилитации [1]. В связи с этим, авторы попытались подвести итоги модернизации областной наркологической службы и определить перспективы ее дальнейшего совершенствования. Амбулаторная наркологическая служба. За период реформирования наркологической службы, в области дополнительно было открыто только три амбулаторных кабинета. В настоящее время амбулаторная наркологическая помощь населению оказывается в 53 лечебных учреждениях (78,8% от всего числа муниципальных образований области), что свидетельствуют о недостаточной доступности специализированной помощи населению области. Необходимо отметить, что за этот период на 96,3% возросло число медицинских учреждений, на базе которых развернуты кабинеты экспертизы алкогольного и наркотического опьянения. Так в настоящее время в 53 муниципальных образований развернуты кабинеты медицинского освидетельствования, что отражает повышение потребности граждан в проведении медицинского освидетельствования и улучшения качества проведения экспертизы опьянения. 25 Стационарная наркологическая служба. При реформировании областной службы не изменилось число стационарных наркологических подразделений. В настоящее время стационарная помощь оказывается в областном наркологическом диспансере, в наркологических отделениях четырех психиатрических больниц, в областном центре медико-социальной реабилитации больных наркоманией, а также в пяти наркологических отделениях многопрофильных больниц области. При этом следует отметить, что в области наблюдается тенденция снижения числа стационарных наркологических коек и увеличения реабилитационных коек. Так, на 01 января 2015г. в области было развернуто 745 наркологических и 85 -реабилитационных коек. С появлением реабилитационных коек, в области на 15% увеличилась длительность стационарного лечения больных наркологического профиля и в 2014г. она составила 14,7 дней. Но, при этом необходимо отметить, что продолжительность стационарного лечения в области в 1,9 раза ниже стандарта, рекомендованного Минздравом России (28 дней) [3]. В основном это связанно с тем, что 80-85% больных проходят лишь детоксикационный цикл медицинских услуг и не участвуют в стационарных реабилитационных программах, тогда как для данной категории пациентов медико-социальная реабилитация имеет большое значение. Также в области сохраняется тенденция снижения числа больных, госпитализированных на наркологические койки. Так с 2000 по 2014гг. количество их снизилось на 4,5%. Причем на фоне снижения уровня госпитализации с 2013г. наблюдается увеличение занятости наркологической койки. В 2014г. областной показатель занятости койки составил 328 дней (в 2014г. по РФ занятость койки составила 318 дней), что свидетельствует о востребованности стационарной помощи. Реабилитационное звено наркологической службы Необходимо отметить о низком удельном весе наркологических больных, вовлеченных в программы амбулаторной и стационарной медико-социальной реабилитации. Так с 2010 по 2014гг. уровень пациентов, вовлеченных в амбулаторные программы, сохранялся на уровне 2-3% от числа зарегистрированных больных, что ниже российского показателя в среднем на 9-33%. Также снизилась доля пациентов, успешно завершивших стационарные реабилитационные программы, от числа больных, направленных в эти программы. Так за период 201126 2014гг. в области на 11% снизилась доля пациентов, успешно завершивших стационарные программы, и в 2014г. доля этих пациентов составила 83,7%. В 2013г. в Свердловской области открывается центр медикосоциальной реабилитации больных наркоманией «Урал без наркотиков» на 60 коек и реабилитационное отделение на 25 коек в составе психиатрической больницы. Этого количества реабилитационных коек является недостаточным для проведения медико-социальной реабилитации. В связи с этим в 2015г. дополнительно открывается реабилитационное отделение на 30 коек. В 2016г. в области планируется дополнительное открытие 3-х реабилитационных центров. Таким образом, активное развитие реабилитационной структуры и реабилитационных технологий в наркологической службе, способствует увеличению числа пациентов, вовлеченных в программы амбулаторной и стационарной реабилитации, что соответствует потребностям пациентов и порядку оказания наркологической помощи [2]. Кадровое обеспечение областной наркологической службы Анализ кадрового потенциала службы свидетельствует о стабилизации коэффициента обеспеченности населения врачами психиатрами-наркологами. Так в 2014г. обеспеченность в области составила 0,23 специалиста на 10 тыс. населения, отставая от российского показателя на 38% (РФ - 0,37 специалиста на 10 тыс. населения). На протяжении ряда лет в области сохраняется высокий коэффициент (2,1 - 2,4), превышая российский показатель в среднем на 28-43% (РФ в 2010г. показатель совместительства составил 1,7, а в 2014г. - 1,4), что указывает на существующую потребность в специалистах данного профиля, а также на значительную их загруженность Также необходимо отметить, что за период 2010-2014гг. функция врачебной должности в области увеличилась на 60% и составила 4825 посещений в 2014г., за счет роста обращений по поводу разовых и периодических профилактических осмотров. На этом фоне снизилась доля посещений пациентов по поводу заболевания: с 57% в 2010г. до 38% в 2014г. Кроме того, в области снизилось число психологов и социальных работников (соответственно на 39% и 26%), что свидетельствует о низком уровне обеспеченности наркологической службы специалистами реабилитационного звена. 27 Мероприятия, проводимые в рамках модернизации наркологической службы, также позволили значительно улучшить материально-техническое состояние специализированных учреждений и подразделений. Таким образом, программа модернизации дала импульс дальнейшему развитию и совершенствованию областной наркологической службы. Перспективы совершенствования областной наркологической службы следующие: 1) Реформирование амбулаторного звена службы: организация амбулаторных реабилитационных отделений и внедрение амбулаторных реабилитационных программ, позволит улучшить доступность амбулаторной наркологической помощи, а также увеличит число пациентов, вовлеченных в лечебный процесс. 2) Организация выездных форм оказания наркологической помощи населению муниципальных образований, в которых отсутствует специализированная помощь, с целью улучшения доступности специализированной помощи населению области; 3) Реформирование стационарного звена службы: создание полипрофессиональных наркологических бригад, внедрение стационарных реабилитационных программ с целью увеличения объема медикосоциальной реабилитации и числа пациентов, вовлеченных в реабилитационный процесс. 4) Укомплектование областной наркологической службы кадрами (врачами психиатрами-наркологами, психотерапевтами, психологами, специалистами по социальной работе), что позволит снизить коэффициент совместительства и значительную загруженность специалистов. 5) Создание реабилитационных центров в управленческих округах Свердловской области приблизит реабилитационную помощь к населению и увеличит число пациентов, участвующих в программах медикосоциальной реабилитации.Об авторах
Е. И Бабушкина
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Уральский научно-практический центр медико-социальных и экономических проблем здравоохранения»
Email: ei_babysh@mail.ru
г.Екатеринбург, Россия
Т. В Чернова
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Уральский научно-практический центр медико-социальных и экономических проблем здравоохранения»
г.Екатеринбург, Россия
Список литературы
- Об утверждении Концепции модернизации наркологической службы Российской Федерации до 2016 года: приказ Минздрава РФ от 05.06.2014г. №263. - М., 2014.
- Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «наркология»: приказ Минздрава РФ от 15.11.2012г. №929н. - М., 2012.
- Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при синдроме зависимости, вызванном употреблением психоактивных веществ: приказ Минздрава РФ от 04.09.2012г. №133н. - М., 2012.
Статистика
Просмотры
Аннотация - 14
PDF (Russian) - 10