НАРКОМЗДРАВ РСФСР и страховая медицина (1918-1929 гг.)
- Авторы: Гончарова С.Г.1
- Учреждения:
- Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко
- Выпуск: № 1-1 (2016)
- Страницы: 44-48
- Раздел: Статьи
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1934
- Цитировать
Аннотация
Взаимоотношения страховой медицины и государственного здравоохранения в первые годы Советской власти было обусловлено стремлением руководителей Наркомздрава объединить в руках центрального органа все управление медико-санитарным делом в Республике. Процесс организации медицинской помощи застрахованным проходил медленно, что было обусловлено тяжелой обстановкой внутри страны, вызванной послевоенной разрухой, эпидемиями и голодом, а также стремлением страховиков сохранить кассовую медицину.
Полный текст
В первые годы советской власти, возродилась идея Г.Е.Рейна, под руководством которого в 1916 г. было создано Главное управление по здравоохранению, призванное стать государственным центром медицины в России. Таким центральным медицинским органом, руководящим всем медико-санитарным делом в республике стал Народный комиссариат здравоохранения (июль 1918 г.). Вначале предполагалось не объединение, а только координирование деятельности врачебносанитарных управлений. Однако эта полумера скоро показала всю «недостаточность и даже нецелесообразность» - писал Н.А. Семашко [5,С.4]. Первоначально лечебная часть бывшей страховой медицины находилась в Народном комиссариате охраны труда. Еще в июне 1918 г. Первый Всероссийский съезд медико-санитарных отделов Советов Рабочих Красноармейских и Крестьянских депутатов признал необходимость организационного слияния страховой медицины и советской государственной. В резолюции съезда было записано: «В настоящее время, когда власть в руках пролетариата, когда весь доставшийся в его распоряжение врачебно-санитарный аппарат может быть направлен единой его волей к единой цели- удовлетворить потребность всех трудящихся в медико-санитарной помощи, страховая медицина стала частью государственной, советской и должна строиться по единому общему плану с последней В силу этого в настоящее время необходима организационная связь между той и другой, как в центре, так и на местах, в дальнейшем же при распространении страхования на все слои трудящихся и организационное слияние»[4,С.14]. Однако потребовалось несколько месяцев упорной борьбы со страховиками, прежде чем, было выработано и утверждено 13 августа 1918 «Положение об отделе страховой медицины при Комиссариате здравоохранения и медико - санитарных отделах Совдепов», в котором говорилось, что медико-санитарный подотдел отдела социального страхования и охраны труда Народного комиссариата труда, возглавляемый В.А.Радус-Зеньковичем, переходит в ведение Народного комиссариата здравоохранения в качестве отдела страховой медицины Аналогичные отделы создавались на местах при губернских и областных комиссариатах здравоохранения и медико-санитарных отделах Советов (с июня 1919 г.- здравотделах). 45 Основная задача этих отделов состояла в том, чтобы «связать, согласовать и объединить с деятельностью Комиссариатов здравоохранения» общую медико-санитарную работу страховых касс, избегая тем дробление сил и средств там, где это возможно без существования двух параллельных медико-санитарных организаций и без создания особых для этого аппаратов» [3]. Процесс организации медицинской помощи застрахованным проходил медленно, что было обусловлено тяжелой обстановкой внутри страны, вызванной послевоенной разрухой, эпидемиями и голодом, а также стремлением страховиков сохранить кассовую медицину. Борьба с эпидемиями, тифов, холеры и других инфекционных заболеваний, катастрофический рост которых был отмечен зимой 1918 1919 гг. и в 1919-1920 гг., заставила Наркомздрав постоянно увеличивать контингент застрахованных, фактически до распространения обеспечения медико-санитарной помощью всех трудящихся. В середине 1918 г., в нашей стране фактически существовали две медицины: одна, советская медицина, подчиненная Наркомздраву и объединившая бывшую городскую и земскую медицину и медицину ряда ведомств, и другая страховая медицина. В качественном отношении эти «две медицины» были несравнимы, писал А. Вишневецкий в 1926 г., тем не менее, у худшей наркомздравовской, были все время «тенденции к поглощению лучшей, страховой, во имя советской медицины»[1,С,47]. В феврале 1919 г. постановлением Совнаркома вся лечебная часть больничных касс передана была Наркомздраву, а в марте того же года больничные кассы были ликвидированы. С переходом лечебной части бывших больничных касс в Наркомздрав весной 1919 г. возникли финансовые трудности. Лечебная часть бывших больничных касс на первое полугодие 1919 г. оказалась лишенной денежных средств, т.к. отчисления на все виды социального обеспечения, и в том числе на лечение, в размере 10% заработной платы рабочих и служащих национализированных предприятий и советских учреждений, с 1 января 1919 г. были отменены, а другой порядок финансирования не установлен, что сказалось на оказании медицинской помощи застрахованным. После окончания гражданской войны, когда страна начала переходить к новой экономической политике (НЭП), страховая медицина вновь стала возрождаться. При нэпе усилили проведение принципа 46 классовости медицины, сосредоточив особое внимание на медикосанитарном обслуживании рабочих крупной промышленности. С 1922 г. по 1934 г. в стране была создана и начала успешно действовать так называемая бюджетно-страховая модель здравоохранения, включающая медицинское страхование (но не страховую медицину). Медицинское страхование (медицинская помощь застрахованным), по существу представляло одно из звеньев государственной системы здравоохранения. Основными задачами медицинского страхования в эти годы были: организация медицинской помощи застрахованным и снабжение их лекарствами, предоставление санаторно-курортного лечения, снабжение протезами, организация стоматологической помощи и т.д. Позднее из страховых фондов проводилось даже финансирование медицинской науки. Функции и роль страховых касс были ограничены и сводились в основном к сбору средств по всем видам социального страхования и передача их государственным органам, в т.ч. здравоохранению. Впрочем, страховые кассы привлекались к разработке планов оказания медицинской помощи и к наблюдению за проведением их в жизнь В конце 20-х годов медицинское страхование начало свертываться, а в начале 30-х годов все имущество социального страхования было передано профсоюзам: это автоматически привело к ликвидации страховых касс и медицинского страхования. Государственное здравоохранение лишилось одного из реальных дополнительных источников финансирования медицинской помощи.[2,С.9-10]. « История развития этих взаимоотношений, - писал в 1929 г. известный деятель медицинского страхования доктор А.П.Попов,-характеризуется, с одной стороны, стремлением страховых органов расширить свое влияние и участие в медстроительстве и, с другой,-нежеланием органов здравоохранения допускать вмешательства страховых касс в лечпомощь».[6]. ЛитератураОб авторах
Светлана Григорьевна Гончарова
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко
Email: otdelistorii@rambler.ru
с.н.с.
Список литературы
- Вишневецкий А. Развитие законодательства о социальном страховании в России.- М.: Вопросы труда, 1926.-С.47.
- Гришин В.В., Мирский М.Б., Данилишина Е.И., Блохина Н.Н. Гончарова С.Г., Семенов В.Ю. Больничные и страховые кассы (Отечественный опыт медицинского страхования). М,1997. 240 с.
- «Известия ВЦИК» от 20 августа 1918 г., № 178 (442).
- Известия советской медицины, 1918, № 5-6, с.14
- Семашко Н.А. Что сделано НКЗ и что предстоит еще сделать. В кн.: Год работы Народного комиссариата здравоохранения 1918-1919 г. М.,1919.С.4.
- Попов А.П.Страховой врач.- М.,1929.93 с.
Статистика
Просмотры
Аннотация - 20
PDF (Russian) - 13