Организация работы отделения медицинской профилактики как одного из приоритетных направлений охраны здоровья населения

  • Авторы: Косолапов В.П.1, Антоненков Ю.Е.1, Сыч Г.В.1, Смолькин Е.Б.1
  • Учреждения:
    1. Воронежский государственный медицинский университет
  • Выпуск: № 1-1 (2016)
  • Страницы: 83-87
  • Раздел: Статьи
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1944
  • Цитировать

Аннотация


В статье показаны основные направления выполнения приоритетного национального проекта «Здоровье» и роль отделений медицинской профилактики в вопросах развития профилактического направления в здравоохранении России

Полный текст

В Воронежской области естественное движение населения с 2011 года имеет положительную динамику: по отношению к 2010 году в 2014 году рождаемость выросла на 3,8%, смертность снизилась на 7,6%, естественный прирост населения вырос и составил 27,3% (Табл.1). Таблица 1 Естественное движение населения Воронежской области 2010 - 2014 г.г. показатели Годы изменения 2014 к 2010 (%) 2010 2011 2012 2013 2014 Рождаемость, %о 10,5 10,2 10,9 10,7 10,9 +3,8 Смертность, %о 17,0 15,9 15,4 15,5 15,7 -7,6 Естественный прирост, %о -6,6 -5,7 -4,5 -4,8 -4,8 +27,3 Это в первую очередь связано с выполнением целей Национального приоритетного проекта «Здоровье»: укрепление здоровья граждан, повышение доступности и качества медицинской помощи, развитие первичной медицинской помощи, развитие профилактического направления в здравоохранении, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью. Именно развитие, а не формирование, профилактического направления по отношению к населению характерно для нашей страны. Со слов первого наркома здравоохранения России Н.А. Семашко: «Профилактическое направление заключается в заботе общества о здоровье населения, путём осуществления социально-экономических мероприятий по улучшению, преобразованию условий труда, быта, самого образа жизни населения, направленных на охрану здоровья населения, предупреждение причин и факторов риска заболеваний и повреждений, на осуществление определенной социальной политики» [1]. История концепции профилактики начинается с возникновения взглядов о значимости предупреждения причин, условий, факторов болез 84 ней, предотвращения их тяжелого течения, осложнений в практике врачевания. Как известно, превентивные меры на заре медицины сводились к простым, доступным гигиеническим предписаниям - соблюдению некоторых правил личной гигиены. Об общественных началах, формирующихся в период становления классового общества и государства, т.е. социально-профилактическом направлении политики вплоть до новейшего времени не могло быть и речи [2]. Профилактика постепенно превращалась в социальнопрофилактическое направление в деле охраны и улучшения здоровья народа, если это рассматривать в широком аспекте. И стала включать в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические (специфические для здравоохранения, профессиональные меры) и социально -экономические (осуществляемые не только здравоохранением, но и всем обществом, всем государственным аппаратом, его органами и учреждениями). Такое направление становится основой стратегии проведения социальной политики в охране и укреплении здоровья населения [3]. В соответствии со статьями 12, 30 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с целью осуществления санитарно -противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществлению мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ними, проведению профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерному наблюдению, осуществлению мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в различных субъектах федерации России создаются центры медицинской профилактики, а в медицинских организациях - отделения медицинской профилактики (ОМП) [4]. Основной целью деятельности ОМП, по нашему мнению, является осуществление информационного обеспечения специалистов и различных групп населения по вопросам охраны здоровья, изучение и оценка знаний вопросов профилактики и здорового образа жизни у населения в соответствии с характером и особенностями работы медицинской организации. По штатному расписанию ОМП укомплектовывается 85 ставками врачебного (заведующий и врач-терапевт), сестринского и вспомогательного персонала. Основными функциями ОМП являются: участие в организации и проведении диспансеризации, в организации и проведении профилактических медицинских осмотров, раннее выявление заболеваний и факторов риска их развития, оказание медицинской помощи по коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний на индивидуальном и групповом уровнях, в том числе оказание помощи по отказу от курения (по обращаемости, по направлению участковых врачей, врачей-специалистов граждан II и III группы здоровья по результатам диспансеризации или профилактического медицинского осмотра), контроль, учет и анализ результатов ежегодной диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения, анализ статистических и эпидемиологических данных по заболеваемости и смертности населения города (района) от неинфекционных заболеваний и распространенности факторов риска их развития, подготовка и передача врачам медицинской документации на выявленных больных и лиц с повышенным риском хронических неинфекционных заболеваний, информирование населения по территориям (зонам) обслуживания о факторах риска неинфекционных заболеваний и мотивирование к ведению здорового образа жизни, санитарно-гигиеническое просвещение и воспитание населения на территориях (зонах) обслуживания, повышение уровня знаний в вопросах профилактики неинфекционных заболеваний медицинских работников медицинской организации, в которой находится ОМП и другие медицинские организации в зоне обслуживания Одним из основных (первых) вопросов, решающихся ОМП при организации проведения диспансеризации, должно быть размещение кабинетов. В условиях поликлиники проведение осмотров и диагностические обследования должны осуществляться в одном месте. Для этих целей должны выделяться отдельные блоки и перегруппировываться кабинеты с приоритетом компактного размещения, что должно позволить улучшить качество обслуживания пациентов, организовать единую поточную систему прохождения осмотров. Второй вопрос - это формирование потока пациентов. По опыту, основной поток пациентов составляют лица пожилого возраста [5], что всегда требует изменения графика работы по месту основной дислокации и организации выездной работы для проведения диспансеризации. 86 Таким образом, в субъектах федерации, где созданы и активно функционируют ОМК, наблюдается положительная динамика естественного движения населения. Поэтому так важно формирование, развитие и модернизация ОМП в каждой медицинской организации, как одного из приоритетных направлений охраны здоровья населения России. Цель, которая при этом достигается - это совершенствование профилактической работы, диспансерного наблюдения за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами и иными состояниями, проведение диспансеризации населения по участковому принципу с организацией дополнительного обследования и углубленного диспансерного осмотра по отдельным возрастам, а также осуществление мероприятий по сохранению жизни и здоровья населения. Литература

Об авторах

Владимир Петрович Косолапов

Воронежский государственный медицинский университет

Email: kosolapov.vl.p@gmail.com

д.м.н., заведующий кафедрой общественного здоровья, экономики и управления в здравоохранении

Юрий Евгеньевич Антоненков

Воронежский государственный медицинский университет

Email: rhsvid55@mail.ru

к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления в здравоохранении

Галина Владимировна Сыч

Воронежский государственный медицинский университет

Email: sichgala@gmail.com

к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления в здравоохранении

Евгений Борисович Смолькин

Воронежский государственный медицинский университет

Email: seb@bk.ru

к.м.н., ассистент кафедры общественного здоровья, экономики и управления в здравоохранении

Список литературы

  1. Антоненков Ю.Е. Организация лечебно-профилактической помощи населению. Учебно-методическое пособие / Ю.Е. Антоненков, П.Е. Чесноков, Н.Н. Чайкина. - Воронеж, 2014. - 158 с.
  2. Есауленко И.Э. Разработка регрессионных моделей для прогнозирования динамики медико-демографических показателей /Есауленко И.Э., Гладских Н.А., Смолькин Е.Б.//Системный анализ и управление в биомедицинских системах. -2005. -Т. 4. -№ 1. -С. 104-107.
  3. Антоненков Ю.Е. К обсуждению проекта «Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г» /Ю.Е. Антоненков// Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. -2009. -№ 36. -С. 131-133.
  4. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».- М.: Проспект, 2012. - 80с.
  5. К вопросу об оказании медико-социальной помощи лицам старшей возрастной группы на территории Липецкой области / В.П. Косолапов, Л.И. Летникова, Н.Н. Чайкина, Г.В.Сыч //Тенденции науки и образования в современном мире. -М.- 2015. - № 8 (8). - С. 17-22.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 3

PDF (Russian) - 5

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах