Анализ динамики показателей неотложной медицинской помощи

Аннотация


Развитие неотложной медицинской помощи с 2007 года определяется требованиями программы государственных гарантий. Проведен анализ динамики основных нормативных и фактических показателей, отражающих развитие неотложной медицинской помощи за период 2008-2016 годов.

Полный текст

Emergency medical care, primary health care, the program of state guarantees Актуальность. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) одной из форм оказания медицинской помощи является неотложная медицинская помощь (далее - НМП), в целях оказания которой в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения, оказывающие указанную помощь в неотложной форме [2]. Однако предпосылки для формирования организационных основ НМП были подготовлены задолго до вступления в силу Закона в рамках Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению (далее - ПГГ). Целью исследования явилось проведение анализа динамики нормативных и фактических показателей неотложной медицинской помощи за период 2008-2016 годов. Материалы и методы. Учитывая, что развитие НМП в Российской Федерации (далее - РФ) с 2007 года определяется требованиями ПГГ, для проведения анализа показателей оказания НМП использованы данные ПГГ за период 2008-2016 годов, письма Министерства здравоохранения Российской Федерации о формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за период 2008-2016 годов, данные "Доклада о реализации Программы государственных гарантий 103 бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" (далее - Доклад) за период 2010-2014 годов. Результаты исследования. ПГГ на 2008г. впервые среди видов медицинской помощи выделена НМП, которая оказывается гражданам в амбулаторно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохранения. Дальнейшие предпосылки развития службы НМП были созданы в ПГГ на 2010-2011 гг., где отмечено, что в целях повышения эффективности оказания первичной медико-санитарной помощи в структуре медицинских учреждений муниципальной системы здравоохранения и в субъекте РФ может создаваться служба НМП. Со вступлением в силу Закона как механизм повышения эффективности оказания не только первичной медико-санитарной помощи, но и скорой медицинской помощи в ПГГ на 2012г. определена возможность создания в структуре медицинских организаций подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в неотложной форме [1]. Таким образом, в рамках ПГГ были созданы предпосылки для организации структурных подразделений, оказывающих НМП, в составе медицинских организаций. За анализируемый период единица объема НМП была различной. С 2009 по 2012гг. единица объема НМП была дифференцирована на посещения учреждения здравоохранения и на дому. С 2015г. единицей объема НМП было определено посещение в неотложной форме без уточнения условий оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме. Нормативы объемов оказываемой НМП, установленные ПГГ на 2008г., были включены в структуру норматива объема медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, который составлял в среднем 9,198 посещения, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) - 8,458 посещения. В ПГГ на 2009г. впервые для экономического обоснования расходов на НМП введены усредненные показатели объема НМП в расчете на одного жителя в год: 0,96 посещения, в том числе 0,9 посещения в учреждении здравоохранения и 0,06 посещения на дому. Расчетные показатели объема НМП сохранили свое значение до 2012г.. Начиная с 2013г. нормативы объема для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в 104 неотложной форме, были снижены до 0,36 посещения на 1 застрахованное лицо, с последующей динамикой увеличения до 0,56 посещения на 1 застрахованное лицо в 2016г. За анализируемый период расчетная стоимость оказания медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях и на дому устанавливалась в различных единицах. Нормативы финансовых затрат на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание НМП) в 2008г. составили 133,3 рубля, в том числе 103,2 рубля за счет средств ОМС. С 2009 по 2012гг. расчетная стоимость была дифференцирована с учетом затрат на содержание парка автомобилей и транспортные расходы при оказании НМП на дому и с учетом затрат на медикаменты и изделия медицинского назначения при оказании НМП в учреждении здравоохранения. Норматив стоимости с 2009 по 2012гг. составил в среднем 323,0 рубля, в том числе 229,0 рублей в учреждении здравоохранения и 1169,4 рублей на дому. Норматив стоимости оказания медицинской помощи в неотложной форме увеличился с 323,0 рублей в 2009г. до 459,2 рублей в 2016г. на 42%. По данным Доклада за пятилетний период 2010-2014гг. отмечается положительная динамика развития службы НМП на территории РФ. В 2010г. служба НМП отсутствовала в большинстве субъектов РФ, в 2011г. -в 33 субъектах РФ, в 2012г. - в 26 субъектах РФ, в 2013г. - в 4 субъектах РФ, с 2014г. во всех субъектах РФ функционирует служба НМП. За анализируемый период отмечается увеличение числа посещений по НМП, а также увеличение объема финансирования за выполненные посещения. В 2010г. по НМП в амбулаторных условиях выполнено 18,7 млн. посещений на сумму 3,1 млрд. рублей, в 2011г. - 18,5 млн. посещений на сумму 3,7 млрд. рублей, в 2012г. - 14,2 млн. посещений на сумму 4,3 млрд. рублей, в 2013г. - 25,1 млн посещений на сумму 11,9 млрд рублей, в 2014г. количество посещений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях в неотложной форме составило 33,0 млн посещений на сумму 16,8 млрд рублей. За анализируемый период установлено, что фактический объем НМП по РФ существенно ниже норматива, предусмотренного ПГГ. В 2010г. по РФ объем НМП составил 0,2 посещения на 1 жителя, в 2011г. - 0,216 посещения на 1 человека, в 2012г. - 0,099 посещения на 1 человека, в 105 2013г. - 0,176 посещений на 1 жителя (за счет средств ОМС - 0,17 посещения на 1 застрахованное лицо, за счет средств бюджетов субъектов РФ - 0,006 посещения на 1 жителя), в 2014г. по РФ общий объем медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях в неотложной форме, составил 0,23 посещений на 1 жителя (за счет средств ОМС - 0,224 посещения на 1 застрахованное лицо, за счет средств бюджетов субъектов РФ - 0,006 посещения на 1 жителя). Установлено, что за анализируемый период фактическая стоимость 1 посещения медицинской помощи в неотложной форме по РФ имеет различные значения по сравнению с нормативной: в 2010-2012гг. фактическая стоимость 1 посещения по НМП была ниже норматива, предусмотренного ПГГ, в 2013-2014гг. фактическая стоимость 1 посещения по НМП превышала норматив. В 2010г. средняя фактическая стоимость 1 посещения по НМП составила 176,8 рубля, в 2011г. - 202,3 рубля, в 2012г. - 303,8 рубля, в 2013г. - 471,5 рублей за счет средств ОМС (за счет средств бюджетов субъектов РФ - 481,7 рублей), в 2014г. средняя стоимость 1 посещения по медицинской помощи в неотложной форме за счет средств ОМС составила 497,1 рубля (за счет средств бюджетов субъектов РФ - 916,5 рублей). Выводы. Таким образом, благодаря предпосылкам для формирования организационных основ НМП, заложенным в ПГГ, в регионах РФ была создана служба НМП, которая за годы функционирования позволила повысить эффективность оказания не только первичной медико-санитарной помощи, но и скорой медицинской помощи. За счет оптимизации и высвобождения скорой медицинской помощи от несвойственных ей функций путем передачи вызовов по поводу неотложных состояний на службу НМП с 2013г. отмечается динамика уменьшения числа обращений за экстренной медицинской помощью. Это позволило впервые за весь период действия Программы государственных гарантий уменьшить норматив объема скорой медицинской помощи, установленного ПГГ, с 0,318 вызовов на 1 застрахованное лицо в год до 0,3 вызовов на 1 застрахованное лицо в 2016г., что свидетельствует об эффективности данной организационной технологии оказания первичной медико-санитарной помощи и необходимости дальнейшего развития службы НМП в субъектах РФ [3]. 106

Об авторах

М. Г Москвичева

ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Email: moskvichevamg@mail.ru
г. Челябинск, Россия
д.м.н., заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФДПО

Е. С Щепилина

ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

г. Челябинск, Россия
ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФДПО

Список литературы

  1. Москвичева М.Г. Особенности развития неотложной медицинской помощи на современном этапе / М. Г. Москвичева, Е. С. Щепилина, В. Б. Щетинин // Уральский медицинский журнал. - 2014. - № 6. - С. 41-45.
  2. Федеральный закон от 21.11.2011г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
  3. Шипова В.М. Планово-нормативные и финансовые показатели первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях на 2015 год / В. М. Шипова, Т. Н. Воронцов // Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза. - 2015. - № 3. - С. 16-28.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 9

PDF (Russian) - 7

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах