Информационная культура взрослых пациентов и родителей детей как условие положительного результата медицинской помощи

  • Авторы: Мушников Д.Л.1, Поляков Б.А.1, Садовникова Н.А.1, Королева О.А.1, Аюпов Р.Р.1, Стволыгин А.В.1
  • Учреждения:
    1. ГБОУ ВПО Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России
  • Выпуск: № 1-1 (2016)
  • Страницы: 111-115
  • Раздел: Статьи
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1951
  • Цитировать

Аннотация


Статья посвящена анализу современного состояния информационной культуры пациентов разного профиля. Проведен опрос 872 взрослых пациентов и 210 родителей детей, получающих медицинскую помощь. Дана оценка результативности 984 случаев оказания медицинских услуг. Выделены 5 компонентов информационной культуры пациентов, дана их характеристика, предложен набор мер по ее повышению.

Полный текст

В условиях увеличения информационного потока по различным вопросам сохранения и укрепления здоровья, получения медицинской помощи, приобретают актуальность вопросы оценки, коррекции и формирования информационной культуры пациентов разного профиля, определяющей уровень усвоения пациентами лучших образцов и традиций получения медицинских знаний [1, 2, 3]. Вместе с тем, научных работ посвященных исследованиям информационной культуры потребителей медицинских услуг недостаточно. В связи с этим целью исследования явилось: на основе оценки современного состояния информационной культуры пациентов разработать предложения по ее повышению. Методика исследования. Базой исследования явились: ОБУЗ Городская клиническая больница №4, детские поликлиники №3,11 г. Иваново, ОБУЗ Детская городская больница г. Раменское Московской области. Программа исследования предусматривала использование метода опроса по специально разработанной анкете. Единицы наблюдения: пациент терапевтического и хирургического профиля, представитель ребенка-пациента (мать, отец). Объем выборочной совокупности составил соответственно 676 пациентов терапевтического и 196 хирургического профиля, 210 родителей детей, получающих медицинскую помощь. Проведена экспертная оценка результативности 984 случаев оказания медицинских услуг разного профиля (676 случаев терапевтического, 196 хирургического и 210 педиатрического профиля). Были сформированы 2 группы сравнения: с высоким и низким уровнем результативности помощи. Для установления достоверности разности показателей в группах сравнения использовался критерий t - Стьюдента. На основе полученных данных разрабатывался комплекс предложений по повышению информационной культуры пациентов. Результаты исследования и их обсуждение. Анализ состояния этико-правовой информационной культуры пациентов показал, что количественная оценка ее реализации составила в среднем 65,5% относительно оптимального уровня, в том числе у пациентов терапевтического профиля - 67,8%, хирургического - 62,4%, родителей детей - 63,5% (p> 0,05). Так, определено, что каждый второй респондент не знал, где, в каких правовых документах прописаны его 113 права, как пациента и застрахованного лица, каждый третий опрошенный никогда не читал права пациента и застрахованных лиц. Анализ состояния ургентной информационной культуры пациентов показал, что количественная оценка ее реализации составила в среднем 57,6% относительно оптимального уровня, в том числе у пациентов терапевтического профиля - 60,5%, хирургического - 45,6%, родителей детей - 58,7% (p> 0,05). Так, установлено, что каждый второй пациент не имел четкого представления о порядке своих действий по оказанию помощи пострадавшему. Анализ состояния информационной культуры пациентов по компоненту «санитарно-профилактическая информационная культура» показал, что количественная оценка ее реализации составила в среднем у пациентов терапевтического профиля - 84,5%, хирургического - 82,2%, родителей детей - 83,4% (p> 0,05). Установлено, что состояние санитарнопрофилактической информационной культуры по параметру «соблюдение норм личной гигиены и профилактики» отклонялись от оптимальной оценки у пациентов терапевтического профиля на 18,9%, хирургического -21,4%, родителей детей - 19,3% (p>0,05); по параметру «соблюдение норм общественной гигиены и профилактики» - соответственно: 16,8%, 17,3%, 16,5% (p>0,05); по параметру «соблюдение норм бытовой гигиены» - соответственно: 14,5%, 13,2%, 14,1% (p>0,05). Анализ состояния информационной культуры пациентов по компоненту «социальная информационная культура» показал, что количественная оценка ее реализации составила у пациентов терапевтического профиля - 34,5%, хирургического - 31,4%, родителей детей - 30,9% (p> 0,05). Так, определено, что каждый второй пациент не знал о существовании общественных организаций решающих вопросы пропаганды здорового образа жизни и участвовал в их работе. Анализ состояния информационной культуры пациентов по компоненту «культуры использования информационных источников и средств» показал, что количественная оценка ее реализации составила у пациентов терапевтического профиля - 78,9%, хирургического - 72,7%, родителей детей - 80,2% (p> 0,05). Так, определено, что каждый второй пациент не имел возможности и не обращался к источникам получения медицинской информации по вопросам сохранения здоровья, треть пациентов оставались не удовлетворенными подачей медицинской 114 информацией от медицинских работников и не полностью поняли ее содержание. Установлено, что между информационной культурой пациентов и результативностью медицинской помощи имеется прямая сильная связь (по терапевтическому профилю - p=+0,82, по хирургическому профилю -p=+0,78, по педиатрическому профилю - p=+0,90). Полученные в ходе исследования данные составили основу предложений по повышению уровня информационной культуры пациентов, а именно: 1. Руководителям органов и учреждений здравоохранения, страховым медицинским организациям целесообразно организовать мониторинг уровня информационной культуры пациентов на индивидуальном, групповом (участок) и общественном уровне. 2. Формирование набора алгоритмов для пациентов по получению необходимой медицинской информации из разных источников и с использованием разных средств. Формирование рекомендуемого набора (стандарта) обеспечения пациентов средствами получения медицинской информации. 3. Проведение целевой коррекции информационной культуры пациентов. По результатам внедрения предложений достигнута положительная динамика оценок по всем компонентам информационной культуры взрослых пациентов терапевтического профиля: этико-правовой культуре на 11,6%, санитарно-профилактической на 10,8%, ургентной на 7,8%, социальной на 5,6%, культуры использования информационных источников и средств на 12,5%. Таким образом, по результатам проведенного исследования выделено 5 компонентов информационной культуры пациентов, установлена ее важная роль в обеспечении результативности медицинской помощи, определены уровни и характер снижения оценок современного ее состояния, предложены меры по повышению информационной культуры пациентов лечебных учреждений разного профиля, что может быть востребовано практическими врачами, менеджментом медицинских учреждений, органами управления здравоохранением при формировании направлений гигиенического воспитания и обучения населения. Литература

Об авторах

Дмитрий Львович Мушников

ГБОУ ВПО Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России

Email: ob.zdor@mail
153034, г. Иваново, пр. Шереметьевский, 8
доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, медицинской информатики и истории медицины

Борис Александрович Поляков

ГБОУ ВПО Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России

Email: ob.zdor@mail
153034, г. Иваново, пр. Шереметьевский, 8
заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, медицинской информатики и истории медицины ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России., доктор медицинских наук, доцент

Наталья Александровна Садовникова

ГБОУ ВПО Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России

Email: ob.zdor@mail
153034, г. Иваново, пр. Шереметьевский, 8
аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения, медицинской информатики и истории медицины

Ольга Александровна Королева

ГБОУ ВПО Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России

Email: ob.zdor@mail
153034, г. Иваново, пр. Шереметьевский, 8
аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения, медицинской информатики и истории медицины

Ринат Рашитович Аюпов

ГБОУ ВПО Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России

Email: ob.zdor@mail
153034, г. Иваново, пр. Шереметьевский, 8
аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения, медицинской информатики и истории медицины

Андрей Владимирович Стволыгин

ГБОУ ВПО Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России

Email: ob.zdor@mail
153034, г. Иваново, пр. Шереметьевский, 8
ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, медицинской информатики и истории медицины

Список литературы

  1. Врач и больной: искусство общения. /Д.Пендлот, Т. Скоуфилд, П. Тейт и П. Хавлюк. М., Практика, 2005. - 150 с.
  2. 2.Волков И.М., Зверева В.И., Муковина Н.М., Шарапова Е.И., Балыгина М.М. Информированность врачей и населения по вопросам социально-правовой защиты семьи, матери и ребенка. // Здравоохранение РФ, 1993 №3, -С.7-8.
  3. Игнатов Н.Г. Отношение населения к медицинской информации //Здравоохранение в Российской Федерации - 1998.-№ 4. С.-24-26.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 8

PDF (Russian) - 9

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах