Значение невербальной коммуникации для процессов взаимодействия врача и пациента

  • Авторы: Расторгуева Т.И1, Проклова Т.Н1, Карпова О.Б1
  • Учреждения:
    1. ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко»
  • Выпуск: № 1-2 (2016)
  • Страницы: 127-132
  • Раздел: Статьи
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2000
  • Цитировать

Аннотация


В статье приведен анализ научных поисков решения вопросов действенного контакта врача и пациента.

Полный текст

В рамках стратегической цели повышения эффективности деятельности медицинских учреждений, активное внимание уделяется вопросам создания действенных, организационно подготовленных условий, направленных на возможность профессионального роста врача, мотивацию труда, формирование благоприятного социальнопсихологического климата, решение вопросов врачебной этики и деонтологии. И одним из таких направлений, в рамках рассмотрения поставленных вопросов, является для медицинских работников 127 знание, распознавание и применение на практике невербальных сигналов, исходящих, в первую очередь, от пациента/собеседника в процессе общения. Известно, что невербальная коммуникация представляет собой взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и их интерпретацией в данной ситуации [1]. Как отмечает известный специалист в области изучения невербальной коммуникации В.А. Лабунская[2], современные попытки установить круг движений, которые имеют отношение к невербальному общению и «по сути рассматривающихся, то как способ, то как средство передачи определенной информации», основываются на учениях и идеях P. Бердвистелла, Ч. Дарвина, Ф. Дельсарта, В. Райха, Е. Холла. А. Шефлена, П. Экмана. Д. Эфрона и др. Исходя из положений, высказанных в их работах, система движений, рассматриваемых в контексте психологии невербального общения, включает: 1) Телодвижения, позы; 2) Движения рук, жесты; 3) Движения и выражения лица; 4) Прикосновения; 5) Движения, выражения и контакт глаз; 6) Параязык, интонационно-вокальные движения; 7) Передвижения в пространстве. Большое влияние на изучение невербального поведения личности оказали отечественные ученые. Среди них И.М.Сеченов, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, А.А. Бодалев и др. Так, отмечается, что И.М. Сеченов в своем фундаментальном труде “Рефлексы головного мозга” писал: “...все бесконечное многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным актом является мышечное движение...Итак, все внешние проявления мозговой деятельности могут действительно сведены к мышечному движению. Вопрос через это крайне 128 упрощается... Кроме того... все без исключения качества проявления мозговой деятельности, которые мы характеризуем словами: одушевленность, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результаты большего или меньшего укорочения какой-либо группы мышц - акта, как всем известно, чисто механического” [3]. Что же показывает анализ конкретного практического опыта в контексте рассматриваемого вопроса? Так, клинический психолог, психотерапевт К.В.Ягнюк [4], обращаясь к вопросам анализа взаимосвязи невербальной коммуникации и продуктивности контакта врача и пациента отмечает, что Присутствие и невербальная коммуникация - базовые компоненты терапевтического взаимодействия. Невербальное присутствие - это навык, который является основой для установления контакта с пациентом в течение первой встречи и поддержания контакта на протяжении всего процесса психотерапии. Терапевты используют этот навык в ходе терапевтического процесса, чтобы пациенты чувствовали себя в безопасности и были способны исследовать свои переживания. Невербальные проявления терапевта могут способствовать открытости пациента и исследованию важнейших измерений его проблемы, но могут также приводить к недоверию и уклонению от терапевтического взаимодействия. Подчеркивается, что качество присутствия можно определить как степень невербального выражения вовлеченности терапевта в контакт с пациентом. Качество присутствия включает в себя как физическое, так и психологическое присутствие в их единстве. Конгруэнтность при этом крайне желательна, однако не стоит забывать, что установление контакта - это процесс, который требует времени и специальных усилий. В этом процессе произвольное, пусть и неконгруэнтное, выражение физического присутствия, позволяет настроиться на одну волну с пациентом и приводит к увеличению степени психологического контакта и аутентичности. Факторы, препятствующие качеству присутствия. Иган (1998) 1. Озабоченность (терапевта) чем-то 2. Осуждающая установка 3. Наличие предубеждений 129 4. Классификация или видение клиента исходя из определенного набора категорий 5. Сосредоточенность на фактах 6. Нудное перечисление сказанного клиентом 7. Одобрение 8. Прерывание В исследовании делается знаковый вывод, что терапевту важно уметь "читать" как невербальное поведение пациента, так и собственные невербальные сигналы. Отслеживание невербальных сигналов в ходе беседы позволяет их исследовать и выявлять скрытое в них значение. Так, например, если по мере того, как пациент говорит, вы чувствуете возрастание скованности и напряжения в теле, вы может спросить себя: "Что вызвало мою тревогу? Какое невербальное послание я передаю сейчас пациенту?" Ваши скрытые сообщения могут быть очень важной информацией о ваших отношениях, поэтому поиск ответов на вопрос - "Что именно вы неосознанно сообщаете пациенту и почему это послание не может быть выражено вами открыто?" является важной составляющей профессиональной рефлексии. Чем раньше терапевт осознает собственную невербальную реакцию, тем больше у него времени для ее понимания и возможности для сохранения контроля над ней. Стремление понять причины вашей реакции позволяет в некоторой степени отстраниться от эмоции, а значит - и удержаться от её выражения, подчеркивает автор. При обращении с внутренними реакциями терапевт сталкивается с противоречивыми требованиями: быть открытым к собственным чувствам и вместе с тем воздерживаться от их внешнего выражения. Это трудная, но заслуживающая усилий задача. Подчеркивается, что значимым моментом является тот факт, что в невербальной коммуникации важные подсказки могут быть найдены быстрее, чем в словах, так как люди часто реагируют раньше, чем оказываются готовы или способны выразить словами свои чувства и мысли. В другой работе [5] отмечается, что исследования по невербальной коммуникации доказывают, что невербальные сигналы несут в 5 раз больше информации, чем вербальные, и в случае, если 130 сигналы неконгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной. Подчеркивается, что ситуация, когда умение «читать» невербальное сообщение собеседника может рассматриваться как профессионально значимое качество врача и позволяет осуществлять более точную диагностику - поведение диссимуляции, при котором пациент сознательно скрывает симптомы своего заболевания. Анализ невербального поведения позволяет выделить характерные мимические реакции на боль, сдержанные жесты, статичные позы -признаки, свидетельствующие о наличии «охранительного» стиля поведения: минимальное количество движений позволяет ограничивать воздействие болевых раздражителей. Также отмечается, что умение ориентироваться в невербальных реакциях партнера по общению может быть важным, когда пациентом является больной с мутизмом (отсутствием речи). Мутизм встречается при различных заболеваниях, например, при истерии (F44), при шизофрении. Врач общей практики сталкивается с этим симптомом чаще всего при стихийных бедствиях -землетрясении, наводнении, пожаре, у пациентов в состоянии шока, у лиц в ситуации угрозы для жизни, ставших свидетелями гибели родных и близких. Вступая в контакт с такими пациентами, врач оценивает тяжесть поражений, степень срочности оказания медицинской помощи, ориентируясь лишь на видимые признаки повреждений, а также на невербальные характеристики поведения больных. Наличие невербальных коммуникативных навыков врачу необходимо при «языковом барьере», когда врач и пациент, говоря на разных языках, не понимают друг друга. В этой ситуации они дополняют вербальную коммуникацию невербальной с помощью жестов, мимических реакций, интонаций голоса. Развитие коммуникативных навыков требует и ситуация экспресс-диагностики, когда за небольшой промежуток времени врач должен обследовать большое количество пациентов. Подобная ситуация складывается во время стихийных бедствий и социальных катаклизмов (война, революция, массовая миграция беженцев). Врач должен быстро оценить наличие и тяжесть поражений, очередность оказания медицинской помощи, и с этой целью использует не только 131 вербальную коммуникацию (расспрос больного), но и невербальную, обращая внимание на мимические реакции, жесты, позы, возможные ограничения в движениях, связанные с травмой или с поражением внутренних органов. Навыки невербального взаимодействия могут быть полезны и при профессиональном взаимодействии врача с маленькими детьми. Ребенок, не обладая развитыми навыками интроспекции, часто испытывает затруднения при описании характера боли, не может определить ее («колющая», «режущая», «давящая», «распирающая»). Маленькие дети часто затрудняются в установлении причинноследственной связи между событиями: им трудно определить, связана ли боль с приемом пищи, с физическими или эмоциональными нагрузками и т.д. Наблюдение за поведением ребенка может помочь врачу получить необходимую дополнительную информацию. Таким образом, в процессе оформления данных материалов, представлено лишь несколько работ по данной тематике, в научной медицинской литературе их гораздо больше. Задачей было привлечь внимание к этому важному вопросу, заинтересовать - и тем самым способствовать развитию изучения, понимания и применению на практике полученных знаний в рассматриваемом направлении. Литература

Об авторах

Т. И Расторгуева

ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко»


Т. Н Проклова

ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко»

Email: tnproklova@mail.ru

О. Б Карпова

ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко»


Список литературы

  1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение Спб:Питер, 2001.
  2. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание - Ростов/Дону: Феникс, 1999.
  3. Коноваленко М.Ю. Обман в деловом общении. Методы диагностики. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 224 с. (Серия «Психологический практикум»)
  4. Ягнюк К.В. Присутствие и невербальная коммуникация /Журнал практической психологии и психоанализа. -№1. - 2000 с. 15-24

Статистика

Просмотры

Аннотация - 8

PDF (Russian) - 12

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах