Исследования высшей нервной деятельности и воспитания детей раннего возраста в СССР в 20-50-е гг. ХХ в
- Авторы: Альбицкий В.Ю.1, Шер С.А.1
- Учреждения:
- ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России
- Выпуск: № 3 (2015)
- Страницы: 17-18
- Раздел: Статьи
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2256
- Цитировать
Аннотация
Полный текст
Москва Альбицкий Валерий Юрьевич - д.м.н., проф., albicky@nczd.ru Шер Стелла Абельевна - к.м.н., вед. науч. сотр., anastel@mail.ru 17 тор психофизиологии клиника педологии и невропатологии младенчества, работавшая до этого на базе Института мозга им. В.М. Бехтерева в Ленинграде под руководством профессора Н.М. Щелованова. В Москве ленинградские учёные не только продолжили экспериментальные исследования, но и стали применять полученные данные на практике - в воспитании детей младенческого возраста. В послевоенные годы сотрудники сектора психофизиологии доказали, что нервно-психическое развитие ребёнка начинается с первых месяцев жизни и является результатом взаимодействия врождённых качеств с окружающей средой. В монографии Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях», которая неоднократно переиздавалась и переведена на несколько иностранных языков, авторы показали, что при отсутствии воспитания ребёнка с первых месяцев жизни не может быть достигнуто ни его полноценного здоровья и развития, ни правильного поведения. Заведующий лабораторией по изучению развития мозга профессор Б.Н. Клосов-ский, исследуя этапы прогрессивного развития полушарий головного мозга в филогенезе, открыл ранее не известную проводящую систему головного мозга, а также выявил критические сроки аноксемии для эмбрионов и происходящие при этом изменения. В 1951 г. за свой труд «Циркуляция крови в мозгу» учёный получил Сталинскую премию. Он проводил исследования, доказывающие отрицательное влияние на плод неблагоприятных факторов внешней среды, придавая особое значение воздействию на эмбрион лекарственных веществ, используемых матерью во время беременности. Учёный доказал повреждающее действие вредных факторов на развитие мозга недоношенных [1]. Во второй половине 50-х гг. руководитель лаборатории возрастной физиологии, выдающийся учёный И.А Аршавский на основании экспериментальных и клинических исследований выявил закономерности онтогенеза, изучение которого, по его мнению, следовало проводить, начиная с оплодотворения яйцеклетки и до смерти организма. Изучение физиологии онтогенеза позволило учёному обосновать принципы антенатальной охраны плода и профилактики рождения незрелых организмов [2]. В 50-е гг. Н.И. Касаткин создал единственную в Советском Союзе лабораторию по изучению развития нервной деятельности и поведения ребёнка. Результатами своих исследований учёный опроверг общепринятое распространённое мнение о «функциональной недеятельности» высших отделов головного мозга в первые три-четыре месяца жизни ребёнка [3]. В 1952 г. за выдающийся вклад в изучение высшей нервной деятельности детей учёный получил звание члена-корреспондента АМН СССР.Об авторах
Валерий Юрьевич Альбицкий
ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России
Email: albicky@nczd.ru
Москва
д.м.н., проф.
Стелла Абельевна Шер
ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России
Email: anastel@mail.ru
Москва
к.м.н., вед. науч. сотр.
Список литературы
- Косовский Б.Н. Актуальные вопросы медицинской генетики в педиатрии. Актовая речь. - М., 1963. - 18 с.
- Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. - М.: Медицина, 1967. - С. 247.
- Касаткин Н.И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребёнка раннего возраста. - М.: Медгиз, 1951. - 94 с.
Статистика
Просмотры
Аннотация - 8
PDF (Russian) - 11