Атрейа как рассказчик «Чарака-самхиты»

Аннотация


Обозначена роль Атрейи как изначального рассказчика «Чарака-самхиты» - одного из трактатов традиционной аюрведической медицины.

Полный текст

В трактатах древней Индии упоминается несколько личностей с именем Атрейа, имеющих отношение к врачеванию (Пунарвасу Атрейа, Бхикшу Атрейа, Атрейа - учитель Дживаки). Пунарвасу Атрейа, согласно традиции («Чарака-самхита» 1.1.31-32), обучил аюрведе шесть своих учеников - Агнивешу, Бхелу, Джатукарну, Парашару, Ха-риту и Кшарапани (agnivesas ca bhelas ca jatukarnah parasarah | harïtah kSara-panis ca jagrhus tan-muner vacah), из которых Агнивеша был первым составившим текст (tantrasya karta prathamam agniveso yato 'bhavat), за которым последовали труды остальных. Затем текст Агнивеши был отредактирован Чаракой (Caraka), а позже Дридхабалой (Drdhabala), став известен как «Чарака-самхита» [4, 5]. Слово «Атрейа» (Ätreya) означает «сын Атри» (atrer apatyam), что видно из большого числа утверждений. Так в «Чарака-самхите» (1.3.30, 1.21.62, 6.12.3) Атрейю называют atrija (букв. рождённый от Атри), atrijah punarvasuh (букв. Пунарвасу, рождённый от Атри) и atry-atmaja (букв. рождённый из тела Атри), соответственно. Именно Пунарвасу Атрейа считается рассказчиком того, что позже станет текстом «Чарака-самхиты». Существуют также упоминания о Бхикшу Атрейа (BhikSu Ätreya), учёном монахе из рода Атрейа. В «Чарака-самхите» (1.25.24-25) приводится беседа, где он провозглашает учение о времени как причине всего сущего (kala-karana-vada). Он присутствует в собрании мудрецов вместе с Пунарвасу Атрейей, что позволяет различить их. Пунарвасу упоминается как «брахмарши» (мудрец среди брахманов), следующих ведической традиции (brahmarSir atreyah), в то время как Бхикшу Атрейа видится принадлежащим к неведической традиции (nastika). Существует также другой Атрейа, великий учитель (disapramukha acarya) в Так-шашиле (TakSasila), который, согласно поздним текстам обучал Дживаку (Jïvaka), выдающегося врача и хирурга времени Будды [3]. По мнению некоторых учёных, именно этот Атрейа отождествляется с Пунарвасу, но эта точка зрения встречает определённые трудности: 1) Имя Атрейа также принадлежит другим учёным, помимо Пунарвасу, таким как Бхикшу Атрейа. 2) Имя учителя Дживаки, приведённое в китайской транскрипции в «Авада-на-сутре», звучит как Pin-kia-lo, то есть Пингала (Pingala), а не Пунарвасу. 3) В «Чарака-самхите» нет упоминания Такшашилы (или любой другой территории на северо-западе Индии) как обители Атрейи Пунарвасу, скорее он обучал в Кампилье (столица Дакшина-Панчалы), о чем свидетельствует «Чарака-самхита» (3.3.3) (pancala-kSetre dvijätivarädhyuSite kampilya-rajadhanyam bhagavan punarvasur atreyah...). 56 4) Атрейа Пунарвасу был представителем терапевтической школы (kāya-cikitsā), а не хирургической, но учитель Дживаки описывается как обладающий хирургическими навыками [1]. Индийские учёные традиционного толка приписывают существование Атрейи в хронологических рамках от 750-700 лет до н.э. - до первого тысячелетия до н.э. [2]. По мнению других, мнение о существовании одного или нескольких выдающихся докторов с именем Атрейа зиждется лишь на традиционных верованиях и стремлении показать принадлежность к ведическому знанию и не имеет исторического подтверждения [1]. Литература

Об авторах

Владимир Юрьевич Дружинин

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет»

Email: edenmoony@mail.ru

ассистент кафедры, аспирант

Список литературы

  1. Filliozat J. The Classical Doctrine of Indian Medicine. Its origins and its Greek Parallels /J. Filliozat. - Delhi: Munshiram Manoharlal, 1964. - p. 10-11;
  2. Sharma, P. History of Medicine in India (From Antiquity to 1000 AD) / P. Sharma -New Delhi: Indian National Science Academy, 1992. - p. 179.
  3. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. История университетского образования в традиционной аюрведической медицине // Материалы IX Международной научнопрактической конференции «Педагогический профессионализм в образовании». - Новосибирск, 2013. - С. 193 - 197.
  4. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Письменные источники Аюрведы как основа медицинского образования // Философия образования, - 2013. - № 2 (47). - С. 224-229.
  5. Суботялов М.А., Сорокина Т.С., Дружинин В.Ю. Этапы развития аюрведической медицины // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, - 2013. - № 2. - С. 57-60.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 16

PDF (Russian) - 9

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах