Болонский процесс, ФГОС ВО и преподавание дисциплины «История медицины»
- Авторы: Сорокина Т.С.1
- Учреждения:
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН)
- Выпуск: № 3 (2015)
- Страницы: 176-177
- Раздел: Статьи
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2333
- Цитировать
Аннотация
Обсуждаются некоторые проблемы преподавания истории медицины в свете ФГОС ВО третьего поколения.
Полный текст
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН) Сорокина Татьяна Сергеевна - д.м.н., проф., зав. курсом, tatiana.s.sorokina@gmail.com 176 ванной версии - Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения (ФГОС ВО, или ФГОС 3+), проекты которого разрабатываются с 2013 г. Первая жгучая проблема преподавания истории медицины в свете ФГОС третьего поколения связана с неожиданным (без согласования со специалистами - преподавателям истории медицины) переводом этого предмета на первый курс (!), что не соответствует логике последовательного изучения предметов и элементарным стартовым требованиям к изучению истории науки. Место каждой дисциплины в учебном плане определяется, прежде всего, минимальным базовым уровнем знаний, которыми студент должен обладать, приступая к изучению данного предмета. Возникает вопрос: возможно ли изучать историю математики, не изучив законов математики? Или историю физики -не познав законов физики? Или историю медицины, не имея о ней ни малейшего представления? Ответ однозначный. Для изучения истории медицины необходим определённый минимум входных знаний, необходимых для её освоения. Это - латинский язык, история; философия; биология, анатомия, физиология, микробиология. Знание всеобщей истории и истории Отечества определяет исторический фон развития науки и позволяет осознанно подходить к критериям периодизации истории науки; знакомство с основными медикобиологическими дисциплинами даёт основу для понимания сущности великих открытий, которые изучаются в курсе истории медицины; а знание латинской терминологии -a priori необходимый ключ к пониманию профессионального языка. Следовательно, история медицины должна изучаться после овладения предшествующими базовыми предметами. Редуцировать ее до уровня «Введения в специальность» недопустимо, ибо это совершенно другая дисциплина, цель которой - профессиональная ориентация (рассказ о медицинских профессиях, этике и деонтологии, трудностях учёбы и т.п.), позволяющая молодому человеку избрать профессию сообразно своим способностям. Другая жгучая проблема последних лет - прогрессирующее увеличение количества студентов (в разы) при сокращении штата преподавателей и увеличении численности учебных групп до 20-30 человек. Медицина как никакая другая область профессионального образования нуждается в тесном контакте «учитель-ученик». Её нельзя постичь и освоить дистанционно, на уровне компьютерных тестов. Медицина - и наука, и искусство. Её объект - человек (самая сложная из всех известных систем), его здоровье и его жизнь. ВЫВОДЫ: 177 (1) «История медицины» - наука и учебная дисциплина - не может редуцироваться до «Введения в специальность», которая наукой не является; (2) студент может приступать к изучению истории медицины, только овладев знаниями по входным дисциплинам: латинский язык, история Отечества, философия, биология, анатомия, физиология, микробиология; т.е. не ранее чем на 2-м курсе; (3) историко-медицинское сообщество должно донести эту точку зрения до тех, кто решает эту проблему и может внести соответствующие коррективы в Примерные учебные планы. ЛитератураОб авторах
Татьяна Сергеевна Сорокина
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН)
Email: tatiana.s.sorokina@gmail.com
д.м.н., проф., зав. курсом
Список литературы
- Сорокина Т.С. Преподавание истории медицины в свете ФГОС 3+. Учебно-методические материалы к докладу на III научно-методическом совещании «История медицины и ФГОС высшего образования: учебная дисциплина и научная специальность». Москва, 3 апреля 2015 г. - М.: Изд-во РУДН, 2015. - 40 с., табл., библ.
Статистика
Просмотры
Аннотация - 13
PDF (Russian) - 11