Некоторые аспекты современного рынка медицинских услуг

Аннотация


Рассмотрены особенности современного рынка медицинских услуг, их медицинские, социальные и экономические аспекты и приоритеты. Показано влияние глобализации на отдельные условия функционирования рынка медицинских услуг. Показана важная роль технологий проектного управления и государственночастного партнерства в оказании медицинских услуг в секторе высокотехнологичной медицинской помощи.

Полный текст

Health care, medical services, globalization, public-private partnership, high-tech medical care. Перед системой здравоохранения РФ стоит сложная задача обеспечения доступности и качества оказания лечебнопрофилактической помощи населению в условиях ограниченности отраслевых ресурсов и сдерживания роста расходов, обусловленных интенсивным развитием инновационных дорогостоящих медицинских технологий и распространением процессов глобализации на область медицинских услуг. Эффективное приспособление системы здравоохранения к глобализированному рынку медицинских услуг требует системного инструментария, объединяющего для разработки и применения эффективных стратегий и сценариев развития отрасли такие организационные технологии как проектное управление и государственно-частное партнерство, стратегическое управление организацией высокотехнологичной медицинской помощью. Рынок медицинских услуг является сегментом сектора услуг, который способствует развитию интегрированной и эффективной социально ориентированной экономики на национальном, региональном и глобальном уровнях. Медицинская услуга - оказание консультационных и диагностических услуг, уход за больными и лекарственное обеспечение для предупреждения или лечения заболеваний и других нарушений. Отличительная черта медицинской услуги -конфликт между ее медицинской, социальной и экономической эффективностью и их приоритетностью [1]. В условиях рынка лечебно-профилактическая деятельность трудно совместима с экономической 169 целесообразностью при оказании («производстве») и предоставлении («продаже») медицинских услуг - чем больше здоровых, тем меньше спрос на медицинскую помощь. Рынок медицинских услуг естественно сфокусирован на получении максимальной выгоды от вложенных усилий и средств. При этом его особенностью является обеспечение доступности и качества медицинской помощи, от которых зависят состояние здоровья населения («человеческий капитал») и благосостояние конкретного общества. Следствием социальной значимости медицинских услуг является высокий уровень требований к их качеству и учет повышенных рисков, связанных с возможностью летального исхода лечения. Медицинские услуги отличаются от других социальных услуг (например, образование) прямым и непосредственным влиянием на благополучие человека. Если оказание медицинской услуги привело к отрицательному результату, прекращение ее оказания не обязательно ведет к отмене полученного эффекта, поскольку оказание медицинской услуги в правовом отношении имеет необратимый характер. Отсюда необходимость государственного, в т.ч. юридического, контроля за участниками рынка медицинских услуг [2]. Ключевой особенностью современного рынка медицинских услуг является его глобализация. «Исчезновение» границ между странами упрощает доступ к медицинским услугам. Тенденциями последних десятилетий являются постарение населения в развитых странах и увеличение населения в странах «третьего мира». Это повышает спрос на медицинские услуги в международном масштабе в результате миграционных процессов, когда во многих странах все большую долю населения составляют представители иных национальностей со своими особенностями состояния здоровья. Тем самым повышается спрос на различные медицинские и иные услуги. Например, в США более 18% 170 обращающихся за медицинской помощью, не считают английский родным языком и плохо на нем говорят [3]. Интенсивный рост финансовых потребностей здравоохранения и недостаток ресурсов для его покрытия выходят на первый план среди важнейших проблем охраны здоровья населения. Существенные финансовые потери возникают при нерациональной организации медицинского обслуживания. В мире в среднем от 20% до 40% расходов на здравоохранение тратится неэффективно. Попытки решения экономических трудностей за счет сокращения государственных расходов на здравоохранение существенно ослабляют отрасль и перекладывают существенную долю оплаты медицинской помощи на население [4]. Финансовые проблемы отрасли не могут решаться без ее укрепления на основе эффективного осваивания ограниченных ресурсов. Актуальный путь - внедрение современных управленческих технологий в основе которых лежат проектное финансирование, управление проектами, оценка проектов. Российский стандарт ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» определяет проект как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений. В российском здравоохранении опыт практического применения проектного метода управления по сравнению с производственными отраслями страны невелик. К здравоохранению прямое отношение имеют общие меры по внедрению принципов проектного управления в работу региональных органов государственной власти. Пилотными регионами по внедрению проектного управления являются Белгородская, Пензенская, Ярославская, Томская области и республика Башкортостан [5]. В современном здравоохранении, механизмы и стратегии развития технологий государственно-частного 171 партнерства (ГЧП), предполагающих со-разделение рисков, все более востребованы в условиях переориентации экономики страны на стратегию импортозамещения и собственные ресурсы. Их применение актуально и при решении такой медико-социальной задачи как обеспечение доступности для граждан качественной медицинской помощи и медицинских услуг. Основой регулирования общественных отношений в ГЧП является Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с Приказом Минздрава России № 37 от 4 февраля 2015 г. утвержден и комплекс мер развития ГЧП в здравоохранении на 2015-2016 гг. Применение ГЧП в здравоохранении направлено на преодоление объективно существующих в отрасли таких ограничителей как нехватка финансовых средств, низкий уровень материально-технического и кадрового обеспечения организаций здравоохранения, повышение эффективности функционирования системы здравоохранения за счет нивелирования диспропорций в организации медицинской помощи населению. Привлечение частного сектора на принципах ГЧП в сферу высокотехнологичной медицинской помощи повысит эффективность и лечебно-диагностического процесса, и формирования конкурентной среды на рынке медицинских услуг. Частный партнер - это коммерческая организация, следовательно, для долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества в рамках ГЧП со стороны государства необходимо соблюдение интересов и учета экономических выгод инвесторов. Основными формами ГЧП в сфере оказания высокотехнологичной медицинской помощи должны стать реорганизация крупных государственных медицинских 172 учреждений в акционерные общества с государственным капиталом и выполнение государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи частными клиниками. Это позволит, наравне с привлечением субъектов предпринимательской деятельности, обеспечивать и лучшее соотношение между вложенными средствами и полученным результатом. Таким образом, для современного рынка медицинских услуг характерен конфликт между их медицинской, социальной и экономической эффективностью, их приоритетностью и необходимостью поддерживать высокий уровень качества медицинского обслуживания. Востребованными инструментами обеспечения эффективности оказания медицинских услуг потребителю в здравоохранении являются такие современные технологии как проектное управление и государственно-частное партнерство. Литература

Об авторах

В. С Нечаев

ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»

Москва

Список литературы

  1. Герасимов П.А. Специфика международного рынка медицинских услуг в условиях глобализации // Российское предпринимательство. - № 20 (242). - 2013. С. 144-151.
  2. Шаяхметова А.Р. Специфика медицинской услуги как объекта гражданского права // Бизнес, менеджмент и право - № 1. - 2010. [Электронный ресурс] http://lexandbusmess.ru/view-article.php?id=1174
  3. Panamedical Consulting: Языковой барьер между врачами и пациентами в США [Электронный ресурс] // http://www.intmedtourism.com/ru/news/167.html
  4. The World Health Report 2010. Health systems financing the path to universal coverage. - Geneva: WHO, 2010. - 128 p.
  5. Тхориков Б.А. Проектное управление в ЛПУ: опыт Белгородской области // Здравоохранение, № 7. - 2012. - С. 28-32

Статистика

Просмотры

Аннотация - 9

PDF (Russian) - 8

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах