К вопросу обоснованности использования отдельных показателей в программах развития здравоохранения

  • Авторы: Огнева Е.Ю1, Сердюковский С.М1
  • Учреждения:
    1. ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко»
  • Выпуск: № 4-5 (2015)
  • Страницы: 174-179
  • Раздел: Статьи
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2380
  • Цитировать

Аннотация


В статье представлены критические замечания по поводу использования в целевых программах развития здравоохранения отдельных показателей, не относящихся к компетенции органов управления здравоохранением, а также представлен перечень конкретных показателей, которые могут быть использованы в таких программах в связи с тем, что на их изменение может влиять система здравоохранения.

Полный текст

Главной задачей отечественной системы здравоохранения является улучшение качества и доступности медицинской помощи населению Российской Федерации. Основой современного развития и повышения эффективности здравоохранения является его реформирование, одно из базовых направлений которого составляет модернизация отрасли, предусматривавшая улучшение материально-технической базы, развитие информационных технологий, внедрение стандартов оказания медицинской помощи [1]. Необходимость модернизации была обусловлена наличием множественных проблем в системе здравоохранения, которая не обеспечивала достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество. Современные демографические тенденции, характеризующиеся постарением населения и ухудшением состояния его здоровья, и связанные с этим изменения потребности в ресурсном и кадровом обеспечении здравоохранения являются основой построения региональной политики развития здравоохранения [3]. Принятие Федерального закона № 323-ФЗ от 29 ноября 2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» потребовало конкретизации мер реформирования системы здравоохранения с учетом, как общефедеральных установок, так и специфики регионов. Разработка федеральных, региональных и территориальных программ, где формируются текущие и перспективные задачи в сфере здравоохранения и меры по их реализации, является неотъемлемым элементом государственной политики [4]. 175 Современные подходы и принципы планирования развития здравоохранения обусловливают необходимость повышения эффективности управления на всех уровнях [2]. Системный подход для определения адекватных задач здравоохранения, а также комплексные решения, учитывающие местную специфику, являются основой для принятия адресных управленческих решений по развитию муниципального здравоохранения. Целевые долгосрочные программы последних лет, к числу которых относятся ПНП «Здоровье», программы развития здравоохранения, профилактики социально-значимых заболеваний, модернизации здравоохранения, и др., в качестве критериев достижений охватывают большой набор показателей, обусловливающих возможность объективного суждения о выполнении программ и проектов, реальном развитии здравоохранения [5]. При этом следует подчеркнуть, что определяющими факторами для большого числа таких показателей, являются заболеваемость и смертность населения. Конкретным примером данного факта является использование в территориальных программах развития здравоохранения, помимо показателей общей заболеваемости и смертности населения, еще и таких показателей, как уровень первичной инвалидности, уровень госпитализации в стационар круглосуточного пребывания, уровень госпитализации в стационар дневного пребывания, число посещений в амбулаторно-поликлинические учреждения, число вызовов скорой помощи. Следует отметить, что заболеваемость и смертность населения несравнимо в большей степени зависят от факторов, которые не имеют отношения к системе здравоохранения. К числу таких факторов относятся экология, генетическая наследственность, уровень социально 176 экономической обеспеченности населения, его санитарногигиеническая осведомленность, эпидемиологическая ситуация на изучаемой территории, и многие другие. В связи с этим в программах развития здравоохранения целесообразно планировать достижение лишь тех показателей, на которые можно воздействовать путем реализации определенных мероприятий, относящихся к компетенции органов управления здравоохранением. К таким показателям можно отнести, например: показатели, характеризующие ресурсное обеспечение; показатели, характеризующие доступность медицинской помощи; показатели, характеризующие качество медицинской помощи; показатели, характеризующие кадровую политику; показатели, характеризующие эффективность использования имеющихся ресурсов и показатели, характеризующие экономичность. К первой категории показателей, характеризующих ресурсное обеспечение, относятся такие показатели, как соотношение величины норматива подушевого финансирования Территориальной программы госгарантий с базовым общероссийским нормативом, а также фондовооруженность, которая определяется как стоимость оборудования, приходящегося на 1 врачебную должность, в рублях. Ко второй категории показателей, характеризующих доступность медицинской помощи, относятся такие показатели, как обеспеченность населения медицинскими кадрами, обеспеченность койками, соотношение выделенных квот и необходимого объема оказаний высокотехнологичной медицинской помощи, средние сроки ожидания плановой госпитализации, средние сроки ожидания приема у врача после записи, удельный вес страдающих хроническими заболеваниями, охваченных школой пациентов, а также доля 177 пациентов, удовлетворенных доступностью медицинской помощи. В группу показателей, характеризующих качество медицинской помощи, могут входить следующие показатели: доля пациентов, прошедших диспансеризацию, в общей численности пациентов, нуждающихся в ней; больничная летальность; доля организаций здравоохранения, реализовавших внедрение медицинских стандартов; доля лиц, полностью обследованных перед плановой госпитализацией; удельный вес необоснованного дублирования обследования больных в стационаре; длительность предоперационного периода у больных, госпитализированных для проведения плановых хирургических операций; частота случаев внутрибольничной инфекции; удельный вес своевременного выполнения вызовов скорой медицинской помощи; частота случаев отказа от медицинских вмешательств из-за отсутствия или неисправности медицинского оборудования, отсутствия медикаментов, расходных материалов; процент случаев соответствия результата, полученного в процессе оказания медицинской помощи, ожидаемому результату; частота случаев несвоевременного оформления медицинской документации; частота случаев дефектов в ведении медицинской документации; число случаев отсутствия необходимых стандартов, протоколов, инструкций; доля пациентов, удовлетворенных качеством медицинского обслуживания. К показателям, характеризующим кадровую политику, относятся такие показатели, как занятость и укомплектованность штатных должностей медицинского персонала, соотношение врачей и средних медицинских работников, заработная плата медработников, удельный вес работников с квалификационной категорией, доля или численность медицинских работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 178 К показателям, характеризующим эффективность использования имеющихся ресурсов, относятся показатели эффективности использования коечного фонда. К группе показателей, характеризующих экономичность, могут быть отнесены такие показатели, как соотношение объемов помощи, оказываемой в стационарах дневного пребывания и стационарах круглосуточного пребывания, нагрузка на 1 занятую должность, фондоотдача основных средств и соотношение доходов и расходов. Использование в целевых программах развития именно тех показателей, на изменение которых может влиять система здравоохранения, будет способствовать существенному повышению качества и обоснованности этих программ, а также обусловит возможность их практического выполнения на основе реализации соответствующих мероприятий, относящихся к компетенции органов управления здравоохранением. Литература

Об авторах

Е. Ю Огнева

ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко»

Москва

С. М Сердюковский

ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко»

Москва

Список литературы

  1. Ерохина Т.В. Некоторые особенности реформирования системы здравоохранения //Социальное и пенсионное право. -2013. -№ 1. - С. 20 - 24.
  2. Одинцова В.В. Использование программно-целевого метода планирования управления при решении приоритетных задач здравоохранения: Автореф. дис.. канд. мед. наук. - М., 2008. - 29 С.
  3. Стародубов В.И., Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России: проблемы и решения // Оргздрав: новости, мнения, обучение. - 2015. -№ 1. - С. 13-27.
  4. Сапралиева Д.О., Кудрина В.Г., Андреева Т.В. Опыт индикативного планирования в здравоохранении региона. - М.: ИД «Менеджер здравоохранения». - 216 С.
  5. Тхориков Б.А. Методология индикативного управления // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Москва. -2012. - № 10 (45). - С. 154-157.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 14

PDF (Russian) - 8

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах