К вопросу о перспективах медицинских музеев в России

Аннотация


Сравнивается и анализируется опыт деятельности российских и западноевропейских естественноисторических и научнотехнических музеев последнего десятилетия как фундамент для выработки новых направлений развития медицинских музеев в РФ. Примером оригинального концептуального проектирования и инновационного развития для музеев данной профильной группы может быть возрождаемый Медицинский музей в Москве.

Полный текст

Стремительные перемены в социально-экономической сфере в последние десятилетия вызвали серьезные изменения в культурной жизни страны, глубоко затронули деятельность музеев, повлияли на все музейное сообщество России. Вызовы времени заставили пересмотреть устоявшиеся в музейной практике цели и задачи большой профильной группы - музеев истории медицинской науки, определить направления и вектор их совершенствования и дальнейшего развития на ближайшие годы и отдаленную перспективу. На решении столь масштабных задач были сосредоточены исследования и работа лаборатории музееведения «Национального научно -исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко» РАН (ННИИ ОЗ), под научным руководством академика РАН Сточика А.М., а также деятельность Общественного Совета по медицинским музеям и истории медицины при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (МЗ РФ), который возглавил первый заместитель министра, д.м.н. Каграманян И.Н. Тесная взаимосвязь медицинских музеев с академиями, университетами, институтами, научно-медицинскими обществами присуща не только российским, но большинству аналогичных музеев в мире. Именно в академиях и университетах появились первые музеи - кабинеты при кафедрах и клиниках, став наиболее распространенной формой медицинского музея, сохранившейся до настоящего времени [4]. Изменение образовательных практик повлекло за собой трансформацию большинства музеев медицинского профиля, что наблюдается в современной России. Развитие симуляционного обучения в медицине, ставшее столь попу-лярным в последние годы, почему то относят к инновационным обучающим технологиям. Действительно, семь ступеней в классификации специального 252 оборудования для выработки определенных навыков и три уровня центров по подготовке медицинского персонала, существующие в настоящее время в Российской Федерации, можно считать фундаментом новой технологии в образовании. Однако предшественников столь продвинутых методов обучения студентов медицине мы находим в коллекциях многих западноевропейских и отечественных музеев данной профильной группы и не только. Ведь исторически сложилось так, что материалы для обучения врачей сосредотачивали в учебных учреждениях и клиниках. Впоследствии они приобрели статус раритета, превратились в предметы музейного значения, артобъекты и памятники науки и техники, составили уникальные медицинские коллекции, познакомиться с которыми стремятся не только медицинские работники, но и простые граждане. История симуляционных технологий восходит в XVIII веку, когда во Франции был создан симулятор роженицы. Спроектировала его Анжелика де Кюдре для тренинга повитух в общественной больнице Парижа «Парижском божьем приюте. Затем такие приспособления стали разрабатывать во многих странах: в Англии, Японии, Германии и т.д. Отработку широкого спектра практических медицинских навыков на симуляторах, создание виртуальных симуляционных медицинских технологий в начале XXI века ускорили успехи в других областях человеческой деятельности, прежде всего в авиации [2]. Среди западноевропейских музеев медицины особое место занимает Йозефинум в Вене. Основан он во второй половине XVIII века и назван так в честь императора Йозефа II, который инициировал создание, как университета, так и медицинского факультета в его составе. С момента возникновения Йозефинум служил для образовательных целей и, главным образом, использовался в процессе подготовки врачей и хирургов в частности. Основным пособием в постижении основ медицинских знаний стала анатомическая 253 коллекция, в составе которой помимо мокрых, сухих препаратов, инструментария присутствовали муляжи человеческого тела и отдельных органов, выполненные итальянскими мастерами методом литья и лепки из воска и смол с тонированием цветными пигментами. Уникальность Йозефинова анатомикума состоит, на наш взгляд, в удивительно хорошей сохранности коллекции, насчитывающей, помимо прочего, более одной тысячи старинных муляжей. Как фигуры, выполненные в полный рост человека, так и муляжи отдельных органов, словно игрушечный конструктор, разбираются на детали более мелкие. Это позволяет отнести их с современных позиций к симуляторам II (тактильного) уровня, на котором отрабатывалось отличное знание о строении и топографии тела человека. Строгая, можно сказать академическая манера представления анатомических экспонатов публике сохранилась здесь с давних времен, что делает саму экспозицию большой редкостью и превращает её в музей анатомических музеев. Примечательно, что такие симуляторы из воска привозили в Россию. В собрании дворца-музея в Останкине до наших дней сохранилась «Венерка» или небольшая скульптура лежащей женщины из воска, которая разбирается на несколько частей. В библиотеке владельца усадьбы имелся отдел медицинской литературы на иностранных языках, доставленной из Европы и частично сохранившийся. Как известно из преданий граф Н.П.Шереметев, совершая поездку по западноевропейским государствам, был слушателем на медицинском факультете Лейденского университета, где совершенствовал свои познания в анатомии. В настоящее время в Лейдене сохранился уникальный анатомический театр в форме ракушки в Музее Бургаве, который используется как коммуникационная площадка для работы с самой разной возрастной аудиторией и одновременно 254 представляет анатомию посредством инсталляции, выполненной художниками направления science-art. Анатомический театр в музее Бургаве в Лейдене возвращается к жизни благодаря использованию современных мультимедийных технологий, которые позволяют представить зрителю шесть веков анатомии за шесть минут уникального зрелища, в котором философии науки отводится большое место в контексте развития медицины и естествознания. Голландские коллеги рассматривают свою экспозицию как новое введение к музею. Предваряя «Anatomicum» с использованием современных методов визуализации, начало экспозиции, вступление к ней расположено вокруг главной опоры всей деревянной конструкции театра в обычных витринах, словно материализованная в предметах и картинах лекция по анатомии. Аудиовизуальная презентация-шоу происходит вокруг посетителя, сидящего на деревянных скамьях театра. Задействованы потолок и стены, на которые проецируется сюжет, поддерживающий по сценарию всю историю о научном познании строения человеческого организма, его функциях. Внизу на столе на симуляционных модулях отображаются различные органы человека и целые системы. В инсталляцию интегрированы скелеты людей и животных, расположенные по амфитеатру. Различные приемы IT технологий (цифровая анимация и др.), использованные при создании такого аудиовизуального шоу в соединении с академической музейной экспозиций раскрывают перед зрителем значение анатомии в доступной форме. Наряду с актуализацией наследия прошлого медицинской науки и практики в Музее Бургаве, который является, прежде всего, естественнонаучным музеем Нидерландов проводится много образовательных программ и встреч со специалистами разных направлений научного знания, организуются различные тематические выставки, череда которых нескончаема, что в 255 деятельности современных российских музеев медицинского профиля является большой редкостью. Симуляционное оборудование начала XXI в. различной степени реалистичности позволяет врачу отработать практические навыки без всякого риска для пациента. Совокупность знаний и навыков по своей специальности, отработанные до автоматизма на симуляторах, делают лечение пациентов безопасным, экономичным и аккуратным, что подтверждается работой многочисленных симуляционно-аттестационных центров в стране, например, на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Быстрое совершенствование и обновление всей медицинской техники, в том числе и симуляционных комплексов, неизбежно приводит к обретению ими нового статуса - памятника науки и техники и музейного предмета, место которому в музее. Каким будет медицинский музей сегодня и в будущем можно лишь прогнозировать. Интерактивные практики в работе музеев мира, широкое применение инновационных технологий все более убеждают нас в том, что он станет своеобразным музеем - симулятором. Взаимодействие технического и эстетического, социального и естественнонаучного аспектов типично для медицинского музея как такового. Длительная консервация коллекций НИЦ «Медицинский музей» РАМН совпала с интенсивным развитием музейной отрасли в целом, прорывом, своеобразным музейным бумом в российском обществе постсоветского периода. Изменилась законодательная база музейной работы, возросло значение музея как особой институции. Исследователи отмечают большой интерес самых разных слоев населения России к истории отечественной культуры и науки. Проявляется повышенное внимание к медицине, её историческому развитию и соответственно к музеям - хранилищам наследия. Отсутствие в столице самостоятельного музея истории 256 медицинской науки отчасти объясняет интерес к данной теме и со стороны других музеев, например, Политехнического. Один из первых общедоступных российских музеев Политехнический находится в непростой ситуации, т.к. его основное здание реконструируется и будет серьезно модернизировано. Соответственно и старая экспозиция в нём становится неуместна. Один из крупнейших научно-технических музеев в стране переживает второе рождение, что демонстрирует выставочная и популяризаторская работа молодого и дружного коллектива. Публике (пока детской аудитории) предлагается совершить погружение в хирургию и провести операцию. Разумеется, что не на подопытном живом организме, а на симуляторе -органном комплексе из силикона! С одной стороны, выполнить лапароскопическую холецистэктомию (удаление желчного пузыря) весьма увлекательно и необычно как для ребенка, так и для взрослого. С другой - такой личный опыт создает впечатление, что я могу, все легко, значит медицина и хирургия - это просто игра, что совершенно недопустимо и искажает мотивацию к освоению самой гу-манной профессии на земле. Превратить научное исследование для посетителей в настоящее приключение, не значит привить публике стремление к углубленному и всестороннему познанию мира. Продемон-стрировать необычное действо/эксперимент перед заинтересованной группой в научных лабораториях Политехнического музея - один из главных методов в воспитательной работе с подрастающим поколением. Такой подход к взаимодействию с аудиторией обусловлен требованиями времени, возможно, нацелен на поддержание интереса к музею. Программа «Polytech. Science. Art: Наука. Искусство.Технологии» не только иллюстрируют практические примеры взаимодействия науки и технологий с искусством в современном мире, но и касается темы концептуального 257 проектирования и инновационного развития. Медиахудожники, специалисты по технологиям, исследователи работают в этой программе над совместными проектами в междисциплинарных группах. Все публичные события программы проводятся бесплатно - их может посетить любой желающий, интересующийся современным искус-ством, новыми технологиями, актуальными научными исследованиями при условии предварительной регистрации и участия в конкурсе, где необходимо. Принцип вовлечения публики реализуется и в выставочных проектах Политехнического, что ещё более превращает музей в симулятор действий, событий, самой эпохи. Богатый опыт зарубежных и отечественных коллег, накопленный в последние годы открывает уникальные перспективы и возможности для медицинских музеев страны обрести новый облик на основе междисциплинарного сотрудничества; интенсивного взаимодействия между медиа художниками и кураторами, специалистами по технологиям и учеными из разных стран. Все, упомянутые выше музеи, имеют статус национальных учреждений. Сколько музеев столь высокого уровня должно быть в России? Так ли необходим клон учебного музея истории медицины в Москве, в который предполагается превратить возрождаемый НИЦ «Медицинский музей» РАМН? Разумеется, что нам нужно много музеев и разных, но создание нового по силам высокопрофессиональным специалистам. Поиск новых перспектив для медицинского музея, адекватного вызовам времени, продолжается. Станет ли он симулякром действительности по Бодриярду [1] или останется собором лиц по Федорову [3] сейчас трудно определить, но, несомненно, одно - естественнонаучный музей стал фаворитом в музейном мире, а музей медицинский как часть сообщества естественнонаучных музеев актуален и важен в настоящее время как никогда ранее. 258

Об авторах

М. П Кузыбаева

ФГНБУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»


Список литературы

  1. Бодрийяр, Жан. Симулякры и симуляции. Москва: Постум, 2015. - 238 С.
  2. Ильин П.О. Симуляционные технологии в медицинском образовании и клинической практике // Вестник современной клинической медицины, 2014. - Т. 7. - Прил. 1. - С. 151-153.
  3. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Москва: Эксмо, 2008. - 750 С.
  4. Юренева Т.Ю. Музеи в мировой культуре. - М.: «Русское слово - РС», 2003. - 535 c.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 0

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах