Сестринское образование в Куйбышевском регионе в 1920-1940 гг. и вклад среднего медицинского персонала в борьбу с острыми инфекциями у детей в - 1945 и первый - 1946 год после окончания великой отечественной войны (ВОВ)

  • Авторы: Серебряный Р.С1, Яремчук О.В2
  • Учреждения:
    1. ФГБНУ "Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко"
    2. ГБОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»
  • Выпуск: № 4-5 (2015)
  • Страницы: 259-269
  • Раздел: Статьи
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2391
  • Цитировать

Аннотация


Проанализированы история развития сестринского среднего медицинского образования в г Куйбышеве, значение специализированных школ для профессиональной подготовки сестринских кадров в 1920-40 гг. 20-го века и в период Великой Отечественной войны. Показан вклад медицинских сестёр в борьбу с инфекционными заболеваниями среди детей в яслях. Доказано, что знания и навыки, приобретённые во время учёбы, применялись эффективно для проведения профилактики и противоэпидемических мероприятий в годы и после ВОВ, что способствовало снижению заболеваемости и детской смертности, помогло избежать эпидемий.

Полный текст

В период активного строительства социализма в СССР в 20 - 40 -е годы прошлого столетия сеть лечебных учреждений с каждым десятилетием расширялась, в связи с чем возникла острая необходимость в подготовке кадров среднего медицинского персонала, для чего на основе постановления СНК СССР от 8.09.1936 г. № 1649 и от 14.05.1939 г. № 671 открывались средние медицинские школы. Они являлись государственными учебными заведениями и содержались за счет средств союзных и автономных 260 республик, а также краевых и областных бюджетов. Учёба в школах медицинских сестер для детских учреждений была двухгодичной. Принимались лица в возрасте от 15 до 35 лет, имеющие общеобразовательную подготовку не ниже семи классов средней школы и выдержавшие приемные экзамены, по состоянию здоровья отвечающие установленным требованиям. Сметы и штаты средних медицинских школ утверждались краевыми областными здравотделами. Учащиеся получали стипендию. За каждой медицинской школой для проведения практических занятий Наркомздравы и край (обл.) здравотделы закрепляли соответствующие базы: (больницы, родильные дома, поликлиники, дома ребенка, ясли и т.д.). На площадках медицинских школ проводились различные циклы по повышению квалификации медицинских сотрудников, а также экстернат. В г. Куйбышеве 19.05.1940 г. разослали из облздравотдела (сектора медобразования) в средние медицинские школы города и области информационное письмо за № 2217\3-23 «О введении положения об экстернате на звание фельдшера, санитарного фельдшера, медицинской сестры и медицинской сестры детских учреждений, акушерки, лаборанта», в котором говорилось об необходимости улучшения подготовки среднего медицинского персонала, находящихся на медицинских должностях, но не имеющих соответствующего образования, а также прошедших курс обучения, выполнивших весь учебный план среднего учебного медицинского заведения, но не сдавших выпускных экзаменов, или утративших документы об окончании средней медицинской школы. В экстернате обучались медицинские сестры для детских учреждений, которые проходили испытания по следующим предметам: нормальной анатомии и физиологии человека, фармакологии с рецептурой, анатомо -физиологическим особенностям детского возраста с уходом и 261 питанием, по хирургическим, внутренним и детским болезням (включая и инфекционные) с уходом за больными детьми, воспитательной работе с детьми в яслях, санитарно -оборонной подготовке, истории СССР. В Куйбышевском регионе медицинские сёстры учились в 20 - 40 гг. в трёх специализированных школах (в настоящее время Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной, медико - социальный колледж, а также медицинский колледж г. Тольятти). История Самарского медицинского колледжа им. Н. Ляпиной - одного из старейших учебных заведений России началась 1 мая 1867 года, когда при земской больнице (ныне больница им. Н. И. Пирогова) были образованы две школы -фельдшерская и повивальных бабок, которые затем слились в единую фельдшерско - акушерскую. С 1923 года здесь велась подготовка сестер охраны материнства и младенчества, помощников санитарных врачей, по общему уходу за больным, в дальнейшем её переименовали в медицинский техникум, а в 1935 году она вновь стала называться фельдшерско -акушерской. Самарский медико-социальный колледж учреждён в 1936 году, когда руководство приняло решение о необходимости развития железнодорожной медицины и создании фельдшерско-акушерской школы при Куйбышевской железной дороге (КЖД). Дата рождения школы - 26 июня, начало приёма абитурентов 1 сентября 1936 года. Ставропольскую среднюю школу медицинских сестер г. Тольятти основали в 1938 г. и разместили в даче № 3 (бывшие кумысные дачи в сосновом ставропольском бору). Первый набор состоялся в 1938 г., поступило 37 учащихся. В 1939 г. при школе открылись курсы ясельных медсестер, которые в этом же году реорганизовали в самостоятельное учреждение. В течение 262 двух лет число студентов увеличилось до 70, распределённых на 2 группы. ВОВ 1941 - 1945 гг. стала тяжелым испытанием для СССР. С первого дня войны медики отправлялись на фронт, оставляя привычные рабочие места, и система гражданского здравоохранения лишалась кадров. В связи с острой необходимостью здравоохранения в специалистах на период военного времени нужно было увеличить число детских врачей, медицинских и патронажных сестер. Расширение патронажного обслуживания должно было обеспечить предупреждение заболеваемости среди детей. С увеличением персонала намечалось значительное улучшение дел в области медицинского обслуживания детей по борьбе с желудочно - кишечными заболеваниями, корью и острой инфекционной патологией. Знания, полученные при обучении накануне войны, позволили медсёстрам во время и ближайшие годы после её окончания использовать их эффективно, в частности, в борьбе с инфекциями. Несмотря на трудности военного времени, мероприятия по подготовке среднего медицинского персонала продолжались. Значительную роль в совершенствовании знаний таких специалистов имело упомянутое выше историческое постановление СНК СССР от 14. 05.1939 г. «Об улучшении подготовки средних медицинских кадров», целью которого являлось повышение квалификации медицинских сестер детских яслей. В сложившейся ситуации снижение детской заболеваемости (в том числе, инфекционной) и смертности в нашей стране являлась сложнейшей проблемой для органов здравоохранения, медицинских работников и всего Советского государства. В условиях военного времени, когда страна несла и без того огромные санитарные потери, борьба на этом фронте, являлась важнейшей государственной задачей. 263 Куйбышевский облздрав проводил систематически специальные семинары и декадники по диагностике, профилактике и лечению инфекционных заболеваний, занятия, касающиеся санитарно - просветительской тематики, созывались городские конференции ясельных врачей и средних медицинских работников по вопросам противодействия инфекционным заболеваниям среди детей, в которых активно участвовал Куйбышевский институт охраны материнства и младенчества. В яслях ежемесячно велись практикумы по детским инфекционным заболеваниям для молодых врачей, направленных на работу в данные учреждения. В основе работы медицинских сестер лежали санитарнопросветительные беседы с матерями, касающиеся ухода за ребенком, первых признаках симптоматики инфекционных заболеваний: поносе, простудных явлениях и т. д. [1]. При хорошо поставленном деле, у подготовленных матерей оказывалось меньше детей с острыми инфекциями. Проблема борьбы с инфекционными заболеваниями у детей в период войны являлась чрезвычайно актуальной и очень значимой, что обуславливалось высокой восприимчивостью молодого организма к острым инфекциям: скарлатине, кори, краснухе, ветряной оспе, дифтерии, коклюшу, токсической диспепсии, дизентерии и т.д. В яслях при тесном общении детей возможность заражения их инфекционными заболеваниями возрастала многократно. Поэтому важнейшая задача работников состояла в ограждении коллектива от появления в нём заразных болезней и их распространения [2]. В данной статье приведены результаты борьбы медицинских сестер с инфекционными заболеваниями в яслях Сталинского райздравотдела г. Куйбышева (ясли № 12, 15, 22). Материалом послужили конъюктурные обзоры 264 государственного архива Самарской губернии за период 1945 - 1946 гг. [3, 4, 5, 6, 7, 8]. Таблица 1 Инфекционная заболеваемость среди 204 детей яслей № 12 Наименование заболевания 1945 г. 1946 г. Корь 6 17 Дифтерия 6 2 Дизентерия 5 2 Токсическая диспепсия 2 5 Коклюш 21 6 Ветряная оспа 14 5 Скарлатина 5 4 Малярия 7 3 Грипп 14 13 Из таблицы видно, что в 1945 г. максимальный рост инфекционных заболеваний приходился на коклюш, ветряную оспу и грипп. В 1946 г. дети больше всего болели корью, от которого умерло 2 детей, имеющих слабое физическое развитие. Отметим, что в яслях № 12 детей размещали не только с района, но и со всего города, что являлось причиной большего заноса заразы. Дизентерия, в яслях № 15 протекала очень тяжело, двое грудничков умерли. Занос шигелл произошел в результате заражения мамой своего ребенка дома, который и принёс заразу в ясли. Подъем заболеваемости по кори и ветряной оспе пришелся на 1946 г. Эти заболевания в яслях появились, в результате контактов дома с неорганизованными детьми. Рост инфекционной заболеваемости в 1945 г. был по дизентерии, кори и гриппу, а в 1946 г. по ветряной оспе. Занос дизентерии также, как и в предыдущих яслях произошел от матери к ребенку. Причина появления кори и ветряной оспы -также итог контакта с неорганизованными детьми. 265 Таблица 2 Инфекционная заболеваемость среди 78 детей яслей № 15 Наименование заболевания 1945 г. 1946 г. Корь 4 13 Дифтерия 2 - Дизентерия 6 5 Токсическая диспепсия 1 1 Коклюш 1 - Ветряная оспа 4 13 Скарлатина 2 2 Малярия - 6 Грипп 20 12 Брюшной тиф 1 - Таблица 3. Инфекционная заболеваемость среди 70 детей яслей № 22. Наименование заболевания 1945 г. 1946 г. Корь 6 5 Дифтерия 1 - Дизентерия 6 3 Токсическая диспепсия - - Коклюш - - Ветряная оспа 3 12 Скарлатина 2 - Малярия - - Грипп 7 11 Таблицы иллюстрируют достаточно разнообразную инфекционную заболеваемость в яслях, несмотря на то, что врачи и медицинские сестры тщательно проводили все 266 регламентируемые противоэпидемические и профилактические мероприятия в целях противодействия заразе [9]. Профилактика начиналась с ежедневного осмотра детей врачом и медицинской сестрой. Температура тела измерялась 2 раза в день (утром и вечером), проводился осмотр зева и кожных покровов. Ежедневно в яслях делалась уборка с 1 % раствором хлорной извести, посуда мылась этим дезинфекционным раствором и два раза в неделю прокаливалась в духовке. Персонал, при подозрении на острое инфекционное заболевание, работал в масках, дети изолировались в специальные комнаты или группы, так как изоляторов не было. Дети гуляли ежедневно 2 раза утром и вечером, грудная и ползунковая группы спали на воздухе. Помещение проветривалось. Все дети были привиты. Если, кто - то из детей не пришёл в ясли, то они патронировались сразу в первый день отсутствия. Существовало взаимное оповещение между врачами детских учреждений, лечащими медиками и эпидемиологами о заболевших детях, контактировавших с ними, с записью в журнал регистрации острых инфекционных заболеваний. В случае заноса кори дети, имевшие контакт и не болевшие корью, изолировались, длительность её составляла 17 дней у не привитых и 21 день у привитых. С согласия эпидемиологов в яслях организовывалась группа для болеющих детей, помещение подвергалось уборке и усиленной вентиляции. Больной коклюшем изолировался на 40 суток с момента заболевания. Группа, в которой оказался заболевший, становилась карантинной, при отсутствии кашляющих детей, ограничения через 14 дней отменяли. Для нескольких больных, в яслях выделялись специальные боксы. Для этого определяли помещение с отдельным входом и площадку для прогулок, 267 обеспечивался специальный режим с длительным пребыванием на воздухе. Ребенка, имеющего симптомы похожие на вызываемые Corinebacterium diphtheriae, немедленно переводили в отдельную комнату. У него брали мазок слизи для бактериологического исследования и отправляли домой, где за ним устанавливалось медицинское наблюдение, или в лечебное учреждение. При подтверждении диагноза ему вводили противодифтерийную сыворотку и направляли в больницу. До госпитализации проводили текущую дезинфекцию. Посуду для еды, бывшую в употреблении больного, кипятили или погружали в 1% раствор хлорной извести, ёмкость для выделений из зева и мокроты, особенно после лечебных манипуляций, заливали 3% раствором хлорамина. Группа, где фиксировалось заболевание, обследовалась на носительство путем взятия мазка слизи из зева и носа каждого ребенка. Затем её распускали до получения результатов лабораторного анализа. Обслуживающий персонал также проверялся на возможность заражения. После госпитализации больного, осуществлялась заключительная дезинфекция. В группе, в которой была обнаружена скарлатина, объявлялся карантин на 7 дней. Ребенка изолировали с последующей госпитализацией в инфекционное отделение. Детей домой не отпускали, тщательно осматривали, всем давали стрептоцид 3 дня, смазывали горло калием перманганатом. Контактировавших с больным скарлатиной и заболевшего ангиной, изолировали на 21 сутки. При возникновении в коллективе ветряной оспы больного ребенка удаляли из яслей и принимали обратно после отпадания корочек. Карантин устанавливали на 21 день. Дети, не болевшие ветряной оспой, но имевшие контакт с больным на 268 дому, не допускались в ясли в течении 21 суток. Помещение подвергалось влажной уборке и усилено проветривалось. Ребенка с дизентерией или токсической диспепсией изолировали со всеми необходимыми предметами ухода. Загрязненное белье хранили в ведре или в баке с плотно закрывающейся крышкой. Перед стиркой использованное белье замачивали в 1% растворе хлорамина. Испражнения и остатки его пищи заливали двойным количеством 10% раствора хлорной извести на 2 часа, после чего выливали в уборную. Больного немедленно госпитализировали. Все дети группы, в которой был зарегистрирован случай дизентерией, подлежали специальному наблюдению в течение последующих 7-10 дней. У всех детей и персонала кал трехкратно исследовался на возбудителя из рода шигелл. Каждая жалоба на появление поноса у ребенка в группе, в которой оказался дизентерийный больной, рассматривалась, как подозрительная на дизентерию. При малярии больной ребенок изолировался и госпитализировался в инфекционное отделение, где трехкратно обследовался на наличие плазмодий. В целях профилактики, к окнам здания прикрепляли металлическую сетку. Купали детей внутри помещения только кипяченой водой. Не разрешалось гулять возле водоема. Заболевший гриппом ребенок изолировался и после осмотра врачом отправлялся домой, либо госпитализировался. Территория подвергалась тщательной уборке и проветриванию. При карантине весь персонал должен был носить маски. В заключение подчеркнём, что детей младенческого и раннего возраста старались не отлучать от мам, кормящих грудью. Медики просвещали, убеждали родителей в пользе грудного вскармливания, приводили доказательства того, что такие малыши меньше болеют и умирают. Иммунитет, получаемый ребёнком от матери, делает их крепкими, проявляющими большую устойчивость по отношению к 269 различным патологиям. Специфические антибактериальные антитела, передаваемые матерью - антитифозные, антидизентерийные и антикоклюшные, хотя и находятся в крови ребенка в незначительных количествах, тем не менее играют свою роль, защищая от инфекции. Анализ приведённого материала доказывает, что огромная работа, проводимая в г. Куйбышеве по подготовке медицинских кадров, до, во время ВОВ, полученные знания и навыки, строгое исполнение осуществлённых противоэпидемических мероприятий, разработанных в СССР, в сочетании с хорошим санитарным режимом, позволяло во многом снизить заболеваемость в детских учреждениях, избежать эпидемий инфекционных заболеваний у детей. Литература

Об авторах

Р. С Серебряный

ФГБНУ "Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко"

Москва

О. В Яремчук

ГБОУ СПО «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»

Самара

Список литературы

  1. Курзон В.М. Охрана материнства и детства СССР. Пособие для врачей и работников по охране материнства и младенчества, 2-е изд. -Самара Самиздатторг, 1928 г.
  2. Смирнова Е. Т. Санитарный режим детских яслей. Москва, 1957.
  3. Ф. Р - 4794, опись 1, ед.хр.6.
  4. Ф. Р - 4123, опись 1, ед. хр. 6.
  5. Ф. Р - 4123, опись 1, ед. хр. 12.
  6. Ф. Р - 4123, опись 1, ед. хр. 1.
  7. Ф.Р - 4123, опись 1, ед. хр. 3.
  8. Ф. Р. - 4054, опись 1, ед. хр. 81
  9. Подлевский А.Ф. Медицинская сестра кабинета инфекционных заболеваний. - Л.: Медицина, 1988. - 160 С.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 16

PDF (Russian) - 7

Cited-By



© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах