Особенности формирования здоровья молодежи в условиях социально-экономической трансформации общества
- Авторы: Яковлева Т.П.1, Гапоненко А.В.1, Сошенко М.В.2, Шмырев В.И.1
- Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» Минобрнауки РФ
- 4ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» Минобрнауки РФ
- Выпуск: № 3 (2024)
- Раздел: Общественное здоровье и организация здравоохранения
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2775
- DOI: https://doi.org/10.25742/NRIPH.2023.03.010
- Цитировать
Аннотация
В статье приводятся результаты оценки индекса функциональных изменений у студентов РГСУ (18—24 лет), после периода самоизоляции 2021 года (на фоне КОВИД-19) и опыта дистанционного обучения. Всего обследовано 207 человек, не имевших в анамнезе КОВИД-19. Период наблюдения включал годы: до пандемии (2013) и после пандемии (2022).В исследовании использован комплекс методов: социально-гигиенические методы (анкетирование), физиологические методы, включающие: расчет индекса функциональных изменений (ИФИ) и оценка нервно-психической дезадаптации (ОНПД). ИФИ рассчитан на основе данных о: артериальном давлении, пульсе, весе, росте. Интегральный показатель позволяет характеризовать функциональное состояние организма по уровню адаптационного потенциала. Сертифицированный метод ОНПД позволяет выявить наличие психической дезадаптации. Анкетирование студентов дало возможность охарактеризовать: продолжительность работы за компьютером, использование свободного времени, отношение к дистанционному обучению. Выявлено, что признаки астении, депрессивных сигналов, психического дискомфорта чаще регистрировались среди студентов, находящихся на дистанционном обучении в период самоизоляции (декабрь 2020г.) по сравнению с 2013 г: 46,5% против 21,4±8,8. Индекс функциональных изменений (ИФИ), отражающий процессы адаптации, у 51,0% студентов соответствует состоянию функционального напряжения, из которых почти 70% студентов (67,5%) отмечали существенное увеличение массы тела за период дистанционного обучения. Полученные данные дают основание полагать, что введение дистанционного обучения для студентов, с ограничением межличностных, очных контактов, сопровождается перестройкой многих сфер жизнедеятельности, о чем свидетельствуют: пониженное настроение 45,6% студентов, функциональное напряжение организма 51,0% студентов. Почти треть студентов не читают и не занимаются спортом (28,4%). Период дистанционного обучения, продолжавшийся в течение одного года, оказался достаточным для большинства студентов (64,3%) отметивших, что они привыкли к форме дистанционного обучения и она является перспективной в системе обучения и либо полностью, либо частично может заменить очное обучение. Только 35,7% рассматривают смешенную или очную форму обучения, как наиболее предпочтительную.
Об авторах
Татьяна Петровна Яковлева
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» Минобрнауки РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: noreply@nriph.ru
ORCID iD: 0000-0001-7143-4779
Россия, 129226, Москва, В. Пика
Альбина Вячеславовна Гапоненко
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» Минобрнауки РФ
Email: noreply@nriph.ru
ORCID iD: 0000-0003-4761-6331
Россия, 129226, Москва, В. Пика
Марина Владимировна Сошенко
4ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» Минобрнауки РФ
Email: noreply@nriph.ru
ORCID iD: 0000-0002-9054-1139
Россия, 129226, Москва
Виктор Иванович Шмырев
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» Минобрнауки РФ
Email: shmyrev_denis@mail.ru
Россия, 129226, Москва, В. Пика
Список литературы
- Polskaya N.A., Razvalyaeva A.Yu. Interpersonal sensitivity in the period of self-isolation: the role in the choice of measures of social distancing. Psychological science and education. 2020;25(6):63—76. doi: 10.17759/pse.2020250606.
- Яковлева Т.П. Оценка нервно-психической дезадаптации у работников отдельных профессий социальной сферы. Социальная политика и социология. 2012;(10):163—169.
- Батищева Г.А., Гончаров Ю.Н., Чернов Ю.Н. Бюл. научного совета «Медико-экологические проблемы работающих». 2005;(4):87—90.
- Мишкич И.А., Баймаков Е.А., Юшкова О.И., Зайцева А.В., Ониани Х.Т. Влияние нервно-эмоциональной напряжённости трудового процесса на организм педагогических и медицинских работников. Медицина труда и промышленная экология. 2021;61(4):218—223.
- Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю., Костенко Н.А. Современные психологические факторы риска и проявления профессионального стресса. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014;16(5—2):773—775.
- Рубцов М.Ю., Юшкова О.И. Методы психологической диагностики профессионального стресса при различной степени напряженности. Медицина труда и промышленная экология. 2009:(9):25—31.
- Рубцов М.Ю. Методическое обоснование оценки функционального напряжения организма при умственном труде. Безопасность в техносфере. 2011;(6):34—38.
- Ходжиев М., Прокопенко Л.В., Юшкова О.И., Капустина А.В., Гуломова Р.А. Физиологическое определение степени адаптационно-приспособительных реакций к трудовому и учебному процессам у мигрантов и студентов Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2019;312(3):22—28.
- Юшкова О.И., Матюхин В.В., Бухтияров И.В., Капустина А.В., Порошенко А.С., Калинина С.А., Ониани Х.Т. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. 2014;(3):15—26.
- Афанасьева Р.Ф. Прокопенко Л.В. Биологический возраст как критерий оценки условий труда (на примере производства титановых сплавов). Медицина труда и промышленная экология. 2009;(2):1—5.
- Калинина С.А., Юшкова О.И. Влияние социально-психологических факторов на формирование профессионального стресса. Физиология человека. 2015;41(4):44.
- Васильева О.А. Адаптационные механизмы поколения Z в условиях стресса, вызванного самоизоляцией из-за пандемии COVID-19. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: познание. 2021(3):43—48.
- Hilal Y. et al. The Effect of Anxiety Levels of Elderly People in Quarantine on Depression during the COVID-19 Pandemic. Social Work in Public Health. 2021;36(2):194—204.
- Петунина Н.А., Тельнова М.Э., Гончарова Е.В., Мыринова О.А. Динамика психоэмоционального состояния у молодых мужчин с ожирением на фоне программы по снижению массы тела. Терапевтический архив. 2022;94(1):18—23.