Профилактика развития синдрома эмоционального выгорания среднего медицинского персонала во взаимосвязи с уровнем эмоционального интеллекта

  • Авторы: Алленов А.М.1,2, Сидоренко М.А.1,2, Генатулин М.А.2, Львова Д.П.2
  • Учреждения:
    1. ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)»
    2. ГБУЗ «Городская поликлиника №210 Департамента здравоохранения города Москвы»
  • Выпуск: № 3 (2024)
  • Раздел: Общественное здоровье и организация здравоохранения
  • URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2831
  • DOI: https://doi.org/10.69541/NRIPH.2024.03.004
  • Цитировать

Аннотация


Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) является патологическим состоянием, включенным в МКБ—10 под рубрикой Z.73.0: переутомление — состояние истощения жизненных сил. По данным литературы профессия медицинской сестры характеризуется высоким риском формирования СЭВ, который со временем может углубиться и привести к серьезным изменениям поведения, чувств и мышления, в дальнейшем увеличивая риск развития алкоголизма, наркомании, серьезных психических заболеваний, в нередких случаях даже суицида. Исследования показывают, что у 87,6% медицинских сестер в анамнезе подтверждён СЭВ, при этом в их амбулаторных картах диагноз не встречается. Вышеперечисленное подтверждает высочайшую значимость проблемы эмоционального выгорания среднего медицинского персонала, являясь серьезной угрозой, причиной снижения качества медицинской деятельности, роста числа профессиональных ошибок и формального выполнения должностных обязанностей. В статье представлены результаты оригинального исследования выраженности развития синдрома эмоционального выгорания, а также уровня эмоционального интеллекта среднего медицинского персонала амбулаторно—поликлинического звена города Москвы. Достоверно оценена и выявлена статистически значимая взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и выраженности развития синдрома эмоционального выгорания. Результаты позволили разработать научно обоснованные предложения по профилактике синдрома эмоционального выгорания среднего медицинского персонала первичного звена здравоохранения.


Об авторах

Андрей Михайлович Алленов

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)»;
ГБУЗ «Городская поликлиника №210 Департамента здравоохранения города Москвы»

Автор, ответственный за переписку.
Email: allenovandrey@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8144-9421

Россия, г. Москва, Российская Федерация; г. Москва, Российская Федерация

Марина Анатольевна Сидоренко

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)»;
ГБУЗ «Городская поликлиника №210 Департамента здравоохранения города Москвы»

Email: sidorenkoma@zdrav.mos.ru

Россия, г. Москва, Российская Федерация; г. Москва, Российская Федерация

Марат Арсенович Генатулин

ГБУЗ «Городская поликлиника №210 Департамента здравоохранения города Москвы»

Email: genatulinm@gmail.com

Россия, г. Москва, Российская Федерация

Дарья Петровна Львова

ГБУЗ «Городская поликлиника №210 Департамента здравоохранения города Москвы»

Email: darka.lvova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6094-1214

Россия, г. Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Blix A.G., Cruise R.J., Mitchell B.M. et al. Occupational stress among university teachers. Educational Research. 1994;36(2):157—169.
  2. Третьяков Н.В., Крюков А.Е., Сверчкова В.П. Синдром эмоционального выгорания. Медицинская сестра. 2014;(4):12—14.
  3. Юрьева Л.А. Профессиональное самоопределение. Вестник МПСИ. 2008;(2):17—18.
  4. K D Rose, I Rosow Physicians who kill themselves. Arch Gen Psychiatry. 1973;29(6):800—5. doi: 10.1001/archpsyc.1973. 04200060072011
  5. Beal III L., Stavros J.M., Cole M.L. Effect of psychological capital and resistance to change on organizational citizenship behavior. SA Journal of Industrial Psychology. 2013;39(2):1—11.
  6. Gernot Sonneck and Renate Wagner Suicide and Burnout of Physicians. OMEGA — Journal of Death and Dying. 1996;3(3):255—263.
  7. Панов А.В., Карпенко А.А. Усталость медицинских работников и безопасность пациентов. Заместитель главного врача. 2012;75(8):94—98.
  8. Maslach C. A multidimensional theory of burnout. Theories of organizational stress. 1998;68(85):16.
  9. Maslach C. The client role in staff burn‐out. Journal of social issues. 1978;34(4):111—124. doi: 10.1111/j.1540—4560.1978.tb00778.x
  10. Maslach C, Leiter MP. The truth about burnout. San Francisco: Jossey—Bass: Inc., Publishers; 1997.
  11. Maslach C, Jackson SE, Leiter MP (eds). Maslach Burnout Inventory manual, 3rd ed. Palo Alto: Consulting Psychologists Press; 1996.
  12. Salovey P., MayerJ .D. Emotional intelligence. Imagination, cognition and personality. 1990;9(3):185—211.
  13. Кишиков Р.В. Эмоциональный интеллект как предиктор коммуникативной компетентности менеджера. Актуальные проблемы современной науки. 2013;(4):102—106.
  14. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН; 2004.
  15. Голубина Ю.Ю. Взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом. Педагогика и психология образования. 2013;(1):80—87.
  16. Ciarrochi J.V., Dean F.P., Anderson S. Emotional intelligence moderates the relationship between stress and mental health. Personality and Individual Differences. 2002;(32):197—209.
  17. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект его развитие в условиях семейного воспитания. Культурно-историческая психология. 2008;(2):97—103.
  18. Дегтярёв А.В. Конструирование тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта у подростков с отклоняющимся поведением. Психологическая наука и образование. 2013;(3):244—253.
  19. Куракина А.О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников. Фундаментальные исследования. 2013;11(3):546—550.
  20. Монина Г.Б., Галыгина А.Г. Психологические особенности эмоционального выгорания у сотрудников коммерческой организации. PR и социальное управление: экономика, политика, культура: Мактериалы 8 межвуз. конф. (18 мая 2008г.). СПб: Изд—во СПб академии управления и экономики; 2007.
  21. Хлевная Е.А., Штроо В.А., Киселева Т.С. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта. Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2012;(3):1—19.
  22. Давыдова Ю.В. Составляющие эмоционального интеллекта. Психолого- педагогические аспекты формирования и развития личности: Материалы Межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых учёных. Сост. и науч. ред.: А.В. Иващенко, А.В. Гагарин, И.А. Тютькова. М.; 2004.
  23. Варицкий Ю.А. Эмоциональный интеллект как механизм саморегуляции личности. М.: МГАФК; 2011. С.285—292.
  24. А.Ю.Варицкий. Особенности психодиагностики эмоционального интеллекта личности с помощью опросника Шутте. Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи. 2016:192—202.
  25. Schutte N.S. et al. Development and validation of a measure of emotional intelligence. Personality and individual differences. 1998;25(2):167—177.
  26. Водопьянова Н., Старченкова Е. «Синдром выгорания», 2-е изд. Спб; 2008.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 0

PDF (Russian) - 0

Cited-By


PlumX

Dimensions


© ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко, 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Почтовый адрес

Адрес: 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Телефон: +7 (495) 917-90-41 доп. 143

Редакция

Кузьмина Юлия Александровна
ОТВЕТСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ
Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко

105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1


E-mail: r.bulletin@yandex.ru

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах