THE RELEVANCE OF THE ORGANIZATION OF PAID SERVICES IN STATE AND MUNICIPAL MEDICAL ORGANIZATIONS AT THE PRESENT TIME
- Authors: Perepelova O.V1, Golovina S.M1
- Affiliations:
- Moscow Regional Research Institute. M.F. Vladimirsky
- Issue: No 1 (2018)
- Pages: 61-65
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1618
- Cite item
Abstract
Full Text
В условиях нестабильной экономики и сокращения государственного финансирования в Российской Федерации особенно актуальными становятся вопросы организации оказания медицинской помощи на платной основе, которая позволяет государственным и муниципальным медицинским организациям зарабатывать средства и самостоятельно распоряжаться ими. 61 В период существования СССР платные медицинские услуги оказывались в хозрасчетных поликлиниках, однако, законодательно право граждан на платные медицинские услуги обозначено не было [2]. Попытка внедрения платных медицинских услуг в отечественных государственных медицинских учреждениях была предпринята в ходе внедрения НХМ в конце 80 - х гг. на территории некоторых регионов СССР в качестве эксперимента, не увенчавшаяся, впрочем, успехом. Среди причин - отсутствие поддержки как со стороны медицинских работников, оставшихся на скудной тарифной сетке, так и основной массы населения не готового даже к такой ограниченной "платной медицине". Тем не менее, вера в бесплатность здравоохранения была серьезно поколеблена, а также впервые была предложена с целью улучшения финансирования российского здравоохранения модель софинансирования в форме фиксированных платежей, по типу модели,принятой в Финляндии. Известные преобразования общества, последовавшие далее - изменение идеологии, внедрение рыночных отношений, децентрализация управления - коснулись всех сфер общества, в том числе здравоохранения, Во всех странах постсоциалистического пространства, нашедших свои пути преобразования систем здравоохранения, в том или ином виде присутствовали платные медицинские услуги. В России традиционная система здравоохранения практически была разрушена, претерпев знаковые изменения. Однако основным парадоксом отечественного здравоохранения остались и остаются - хроническая недостаточность его финансирования и декларируемые приоритеты государства. В последние годы отечественное здравоохранение столкнулось с беспрецедентным вызовом - необходимостью повысить эффективность без увеличения государственного финансирования. Прекращение экономического роста и перспектива медленного экономического развития поставили перед здравоохранением императив поиска, разработки, внедрения и правильного применения современных и более эффективных организационных технологий оказания медицинской помощи и использования имеющегося ресурсного потенциала [5]. В «Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 гг.», утвержденной правительством РФ в 2012 г., была дана целевая установка на привлечение не менее 1/3 средств, необходимых для повышения заработной платы, за счет реорганизации неэффективных учреждений и развития приносящей доход деятельности. Указанная 62 целевая установка предопределила необходимость проведения упрощенной реструктуризации и интенсивного развития платных медицинских услуг [7]. Развитию платности медицинской помощи способствовали невозможность получения необходимых диагностических услуг в амбулаторных условиях, готовность немалой уже части населения платить за доступ к комфортному лечению и высоким технологиям, введение новых механизмов легального софинансирования оказания медицинской помощи государством и небедными группами населения, в первую очередь, в таких сегментах рынка платных услуг как лабораторная диагностика, стоматология и методы медицинской диагностики (УЗИ, МРТ, КЕ и т.д.) [1, 7]. В настоящее время рынок легальной коммерческой медицины формируют, кроме частных клиник, теневой сектор в структуре платных медицинских услуг, государственно - частное партнерство в области медицины и оказание платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях. Развитие платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях в современных условиях рассматривается как дополнительные возможности расширения рынка медицинских услуг, развития конкурентной среды, расширения права выбора пациентом медицинского учреждения и врача, обеспечения гарантии прав потребителей на получение доступной, качественной и безопасной медицинской помощи. Важным моментом является сохранение гражданами их права на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных организациях. Установленные законом права российских граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях ежегодно конкретизируются в «Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи», утверждаемой правительством РФ с 1998 г. [3,4]. Рассматривая платные медицинские услуги в государственных (муниципальных) организациях, необходимо подходить с точки зрения законности оказания их в бюджетных учреждениях здравоохранения и организации. В настоящее время серьезная «разрешительная» нормативная база уже существует. Однако остаются проблемы, связанные с несовершенством законодательной и нормативной базы оказания платных медицинских услуг, незавершенностью формирования рынка легальных коммерческих медицинских услуг, вопросами ценообразования на платные медицинские услуги [3]. Характерной особенностью является многообразие моделей 63 предоставления платных медицинских услуг, обусловленное различием в методических подходах и рекомендациях по организации платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях. Прежде всего, следует отметить, что право оказывать платные услуги населению и юридическим лицам имеют все государственные медицинские организации, независимо от организационно - правовой формы (автономное некоммерческое учреждение, государственное бюджетное учреждение здравоохранения, казенное учреждение). Различия заключаются лишь в праве на распоряжение доходами, полученными от их оказания. Для государственных и муниципальных медицинских организаций, оказывающих платные медицинские услуги, важным вопросом является правильно выстроенная система организации оказания платных услуг, не в ущерб выполнению программы госгарантий. Возможны несколько форм организации: с созданием специальных подразделений и без них. Наиболее востребованными и чаще используемыми являются следующие: - Организация и оказание платных медицинских услуг в отдельно выделенных или арендуемых подразделениях; специалистами, занятыми на работе в данных подразделениях по основному месту работы или совместительству; с использованием собственного или арендуемого оборудования и иных ресурсов. - Организация и оказание платных медицинских услуг без выделения отдельных подразделений на базе существующих, специалистами, занятыми на работе в указанных подразделениях зачастую в основное рабочее время, с использованием основного оборудования организации и иных ресурсов организации. - Смешанный подход из отдельных аспектов первого и второго вариантов. Все указанные варианты имеют ряд преимуществ, недостатков и особенностей. Их выбор зависит от многих факторов, в том числе от территориального расположения, профиля и организационной структуры медицинской организации, ее мощности, кадрового и иного ресурсного обеспечения и др. Очевидно, что существует потребность в разработке унифицированных организационно - функциональных моделей государственных и муниципальных медицинских организаций, оказывающих платные медицинские услуги с целью повышения объема и качества оказываемых медицинских услуг [6].About the authors
O. V Perepelova
Moscow Regional Research Institute. M.F. Vladimirsky
Email: oxanadok@mail.ru
S. M Golovina
Moscow Regional Research Institute. M.F. Vladimirsky
Email: golovina.svetlan@mail.ru
References
- Егиазарян К.А., Аттаева Л.Ж. Нормативно - правовое регулирование оказания платных услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения // Медицинский альманах. - 2013. - № 2. - С. 24 - 26.
- Кадыров Ф.Н. Отражение в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вопросов предоставления платных медицинских услуг // Менеджер здравоохранения. - 2011. - № 12. - С. 58 - 71.
- Калинин Р.Е., Медведев О.В., Артемьева Г.Б., Большова Т.В. К вопросу о платных медицинских услугах в государственных учреждениях здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2016. - № 4. - С. 235 - 237.
- Сквирская Г., Пушкова С. Платные услуги населению в государственных медицинских организациях. - Саарбрюккен: Lap Lambert Academic Publishing, 2015. - 116 с.
- Хабриев Р.И., Ягудина Р.И., Правдюк Н.Г. Оценка технологий здравоохранения. - М.: МИА, 2013. - 416 с.
- Шестакова А.Г., Филимонов М.И. Организационноправовое регулирование оказания платных услуг в медицинских учреждениях с различной формой собственности // Экономика здравоохранения. - 2007. - № 6 (115). - C. 43 - 45.
- Шишкин С.В., Шейман И.М., Абдин А.А., Боярский С.Г., Сажина С.В. Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы: Доклад НИУ ВШЭ по проблемам развития системы здравоохранения / Рук. авт. колл. С.В. Шишкин. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2017. - 84 с.
Statistics
Views
Abstract - 17
PDF (Russian) - 14