DEVELOPMENT MEDICAL CARE IN THE PRISON SYSTEM RUSSIA (END OF XVIII - END OF XIX CENTURE)
- Authors: Cherkasov S.N1, Spasennikov B.A1,2
- Affiliations:
- The N.A. Semashko National Research Institute for Public Health
- The Research Institute of the Federal Penitentiary Service
- Issue: No 1 (2018)
- Pages: 86-90
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1622
- Cite item
Abstract
Full Text
7 ноября 1775 года было издано Учреждение для управления губерний Российской империи, где встречаются первые официальные упоминания о «лечении больных преступников» [1]. В первые годы царствования Екатерины II, при ее непосредственном участии, был подготовлен проект Положения о тюрьмах 1788 г., в котором был использован опыт организации тюремных систем передовых европейских государств. Особое внимание в проекте уделялось устройству тюремных больниц «с койками, с тремя сменами белья на них, с больничными халатами и колпаками, ночными столиками при койках и колокольчиками при них для вызова врачебного персонала» [8], однако реализация проекта Положения о тюрьмах, не была обеспечена ни в финансовом, ни в организационном плане. Продолжив начатые Петром I реформы тюремной системы страны, Екатерина II учредила во всех губерниях Приказы общественного призрения, остроги, тюрьмы и каторги с вечной ссылкой «злодеев». Одновременно были приняты попытки организации финансирования содержания заключенных за счет казны. В 1778 г. своим указом Екатерина II определила количество «кормовых» для здоровых и 87 больных колодников и разрешила лечить последних за счет казны с 1796 г. [7, с. 29]. Организация медицинской помощи гражданскому населению с 1819 г. находилось в ведении Министерства внутренних дел, в составе которого образован медицинский совет и медицинский департамент. Управление организации медицинской помощи на уровне губерний производилось врачебным отделением губернского правления, состоящем в ведении губернского врачебного инспектора, подчиненного губернатору. При этом в соответствии с вторым томом, частью первой статьи 625 Свода Законов издания 1857 г. лечение больных арестантов, особенно в тех местах, где не было больниц при острогах, входило в попечение непосредственно губернатора. На врачебное отделение возложены лечебная, судебно - медицинская и санитарная обязанности. При его органах в уездах состояли уездные врачи (по одному на уезд), уездные фельдшера, в городах - городовые врачи [2]. В Инструкции смотрителю губернского тюремного замка 1831 г. были заложены организационно - правовые основы медицинской помощи заключенным в [5, с. 20 - 21], в которой самая большая глава IX (55 статей) посвящена вопросам медицинской помощи при исполнении уголовных наказаний. При этом статьи 172 и 173 устанавливали, что условия содержания в тюремном лазарете и лечение должны соответствовать общим правилам в гражданских больницах. В соответствии со ст. 206 Инструкции ответственность за санитарно - гигиеническое состояние мест заключения была возложена на смотрителя, как «полного хозяина тюремного замка и блюстителя в оном внутреннего порядка» [6, с. 82]. Непосредственная организация лечебной и санитарно - профилактической работы в местах лишения свободы была возложена на врача, которому по медико - санитарной части подчинялись все служащие тюрьмы, а также медицинский персонал больницы и аптека (ст. 165). В статья 180 - 195 Инструкции получили юридическое закрепление основные обязанности врача тюремного замка: врачебный осмотр вновь поступающих в тюремный замок арестантов; ежедневный обход тюремного замка для проверки санитарного состояния всех помещений и распоряжений по устранению выявленных недостатков; заведование тюремной больницей и аптекой; направление в больницу заболевших заключенных; лечение арестантов в тюремной больнице, их осмотр не менее 2 раз в день, ведение медицинской документации; ежедневное предоставление смотрителю сведений о больных арестантах; подача заявок на медикаменты, их учет и т.д. [2]. 88 Нормы ст. 161 - 178 Инструкции содержали требования по организации лечения арестантов: работа тюремной больницы, состоящей из мужского и женского отделений; размещение «больных по роду болезней»; снабжение больницы «особым для больных платьем, бельем и медицинскими принадлежностями; обеспечение больных особой пищей по предписанию врача» и т.д. [6]. Реальное положение дел с медицинской помощью осужденным можно узнать из донесений тюремных ревизоров об осмотре мест заключения и сведений тюремных врачей, несколько раз в год доставляемых в Министерство внутренних дел для отчета. Например, на 1000 арестантов в 1850 г. приходилось примерно 77 больных. В этом же году через тюрьмы империи прошло около 980 тыс. арестантов, из которых умерли всего лишь 1 598 человек, что составляет 0,16 % [9, с. 18 - 19]. По мнению А.М. Фумм [10, с. 115], такого рода сведения, хотя и не давали полного основания утверждать, что санитарное состояние русских тюрем в рассматриваемый период было вполне благополучным, в то же время не содержали в себе ничего ужасного, как отмечали некоторые исследователи, например, Дж. Кеннан [4]. Таким образом, можно сделать вывод, что первые попытки нормативно - правового регулирования медицинской помощи заключенным в России и организация его за счет государственной казны были сделаны в XVIII в., а в XIX в. нормированное медицинское обеспечение арестантов стало закрепленной обязанностью государства, что ранее не предусматривалось. В 1879 г. в штат Главного тюремного управления (далее - ГТУ) была включена должность инспектора по медицинской части для заведования санитарной частью в местах заключения и разработки необходимых мероприятий по гигиене. В дальнейшем с расширением объема функций аппарата ГТУ и усложнением его задач организационная структура была усовершенствована, и с 1912 г. лечением арестантов занималась хозяйственная часть в числе прочих обязанностей [3, с. 59 - 60]. В ведении Главного тюремного управления по медико - санитарной части, помимо надзора и контроля за проведением данной работы в тюрьмах, находилась еще и организация медицинской помощи при этапировании заключенных. Созданные законом от 31 марта 1890 г. губернские тюремные инспекции как среднее управленческое звено между ГТУ и местами заключения не содержали в штате ни инспекторов по медицинской части, ни врачей: чиновники второго (хозяйственного) делопроизводства разрабатывали табеля на лечение арестантов, а 89 чиновники третьего (секретарского) делопроизводства вели учет инфекционных заболеваний в местах заключения.About the authors
S. N Cherkasov
The N.A. Semashko National Research Institute for Public Health
Email: cherkasovsn@mail.ru
B. A Spasennikov
The N.A. Semashko National Research Institute for Public Health; The Research Institute of the Federal Penitentiary Service
Email: borisspasennikov@yandex.ru
References
- Благочестивейшия самодержавнейшия великия государыни имп. Екатерины Вторыя. учреждения для управления губерний Всероссийския империи. М., 1775. 215 с.
- Давыдова Н.В., Пертли Л.Ф. Пенитенциарная медицина: история и люди: учебное пособие. М., 2011. 113 с.
- Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. М., 1999. 448 с.
- Кеннан Дж. Тюрьмы в России: Очерки. СПб., 1906. 104 с.
- Рассказов Л.П., Упоров И.В. Тюремные инструкции в Российской империи. Краснодар, 1999. 57 с.
- Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части / сост. В.Н. Коковцов и С.В. Рухлов. СПб., 1894. 186 с.
- Тимофеев В.В., Тимофеев В.Г. Уголовно - исполнительная система России: цифры, факты и события: учеб. пособие. Чебоксары, 2008. 612 с.
- Филичкин А.А. История становления пенитенциарной медицины в России // Уголовно - исполнительное право: научный журнал. 2006. № 1. С. 71.
- Юферов В.Н. Материалы для тюремной статистики России. СПб., 1873. 262 с.
- Фумм А.М. Правовое регулирование исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в Российской империи: дис.. канд. юрид. наук. М., 2004. 180 с.
Statistics
Views
Abstract - 25
PDF (Russian) - 16