THE SOURCES OF MEDICINAL SUBSTANCES IN TRADITIONAL AYURVEDA (BY THE EXAMPLE OF «CARAKA-SAMHITA»)
- Authors: Druzhinin V.Y.1
- Affiliations:
- Issue: No s (2017)
- Pages: 51-52
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1859
- Cite item
Abstract
The article discusses the classification of the medicinal substances, as set out in the treatise of Ayurvedic medicine «Caraka-samhita».
Full Text
History of medicine, Ayurvedic medicine, Sanskrit, Caraka-samhita. Традиционная аюрведическая медицина обладает значительным арсеналом методов профилактики, лечения и реабилитации, открывая широкие перспективы взаимодействия с научной медициной [4, с.7-8]. В самой первой главе «Чарака-самхиты» приводится классификация субстанций (dravya), использующихся для лечебных целей. Текст трактата гласит (1.1.68): сказано, что она (субстанция), в свою очередь, трех видов: животного, растительного и «минерального» [происхождения] (tat punas trividham proktam janiga-maudbhida-parthivam) [3, p.128-129]. Далее (1.1.68-74) происходит детализация указанных источников: различные виды меда (madhu-ni), продукты, получаемые от коровы (go-rasah), желчь (pitta), мускульный жир (vasa), костный мозг (majjan), кровь (asrj), плоть (amisa), стул (vis), моча (mutra), кожа (carman), семя (retas), кости (asthi), сухожилия (snayu), рога (s'niga), когти (nakha), копыта (khu-rah), волосы (kesah), шерсть (lomani), высушенная желчь (rocanah) применяются, [будучи взятыми] от подвижных живых существ (jangamebhyah) [1, р.20]. Золото (suvama), пять металлов (pacca lohah): медь, серебро, олово, свинец и железо (tamra-rajata-trapu-sisa-krsna-lohanam) вместе с их «выделениями» (samalah), например, мумием (silajatu), песок (sikatah), известняк (sudha), моносульфид мышьяка (manahsila), аурипигмент (ala), драгоценные и полудрагоценные камни (marn-yah), различные виды соли (lavana), красная охра (gairika), галенит (anjana) - [средства] «минерального» [происхождения]. Указывается, что средства растительного происхождения [бывают] четырех видов, имея своим источником: плодовые деревья, не имеющие видимых цветков (vanaspati); деревья с цветками, вслед за которыми возникают плоды (vanaspatya); те растения, что погибают после созревания плодов (osadhyah); те, что характеризуются разветвлен-ностью, подобно лианам (virudhah) [2, p.10-11]. Далее в «Чарака-самхите» (1.1.73-74) указывается, какие части растений используются в качестве сырья: корень (mula), кора 52 (tvak), сердцевина (sara), естественные выделения растения (nirya-sa), стебель (nala), сок (svarasa), побег (pallava), зольный порошок после сжигания растения, приготовленный особым образом (ksara), млечный сок (ksira), плод (phala), цветок (puspa), зола (bhasman), масло (taila), колючка (kantaka), лист (patra), почка (smga), клубень (kanda), проросток (praroha) [1, р.20]. ЛитератураReferences
- Maharşiņa punarvasunopadişţa tacchişyenagnives'ena praņita caraka-drdhabal-abhyam pratisamskrta caraka-saṁhita s'ri-cakrapaņidatta-viracitaya ayurve-da-dapika-vyakhyaya saṁvalita. Bombay: Nirņaya Sagar Press, 1941. - 738 p.
- Sharma P. V. Introduction to dravyaguņa (Indian Pharmacology). Varanasi: Chaukhamba Orientalia, 2010. - 226 p.
- Дружинин В. Ю. «Чарака-самхита»: история формирования, структура, учения и современное значение: Монография / В. Ю. Дружинин. - Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2017. - 158 с.
- Суботялов, М. А. Аюрведа: источники и характеристика / М. А. Суботялов, В. Ю. Дружинин. - М.: Философская Книга, 2015. - 272 с.
Statistics
Views
Abstract - 27
PDF (Russian) - 7