Ambulatorno-poliklinicheskaya pomoshch', problemy i osnovnye napravleniya optimizatsii
- Authors: Sharapov I.V1, Finchenko E.A1
- Affiliations:
- Issue: No 1-1 (2016)
- Pages: 187-191
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/1970
- Cite item
Abstract
Full Text
До настоящего времени в здравоохранении часто принимаются решения, противоречащие регио-нальной стратегии развития здравоохранения. В первую очередь это относится к таким направлениям совершенствования организации медицинской помощи, как перераспределение части объемов ме-дицинской помощи из стационара и скорой медицинской помощи (СМП) в амбулаторнополиклинические учреждения (АПУ) [1, 2, 3]. Сложившаяся ситуация в системе амбулаторно-поликлинической помощи (АПП) населению характеризуется рядом проблем, к которым можно отнести: - несбалансированность кадрового потенциала, чрезмерное количество «узких» специалистов, административно-управленческого и вспомогательного персонала; - слабая мотивация медицинского персонала в профессиональном совершенствовании, особенно в части практических навыков и смежных дисциплин; - недостаточный объем и низкая эффективность профилактической работы первичного звена медицинской помощи, отсутствие системы амбулаторного восстановительного лечения и медицинского патронажа; - низкий уровень информатизации. 187 Проблемы, связанные с населением: - нерациональный образ жизни (ожирение/ превышение веса, курение, алкогольная зависимость и др. факторы); - игнорирование пациентами лечебных назначений; - избыточное потребление медицинских ресурсов (особенно специализированной лечебно-диагностической помощи); - увеличение продолжительности жизни населения «в болезни»; - институализация населением врачей как обслуживающего персонала. Организационно-управленческие проблемы: - низкий уровень качества и эффективности управления на всех уровнях, вследствие этого потеря управляемости системой АПП; - «функциональная приватизация» медицинских учреждений и рабочих мест на всех уровнях. Ключевыми проблемами АПП являются: - хаотичный характер расположения АПУ; - низкий уровень технологического обеспечения АПУ; - формализм в оказании АПП (процедуры «прикрепления» жителей, записи на прием к врачу и исследования, профилактические осмотры, диспансерное наблюдение, ведение хронических, хорошо известных врачу пациентов, выписка рецептов на лекарственные препараты); - несбалансированность кадрового потенциала, чрезмерное количество административно-управленческого и вспомогательного персонала, а также «узких» специалистов; - избыточная нагрузка на диагностические службы АПУ при низкой загруженности этих служб в больницах; - слабая мотивация медицинского персонала в профессиональном совершенствовании, особенно в части практических навыков и смежных дисциплин; - недостаточный объем и низкая эффективность профилактической работы первичного звена медицинской помощи, отсутствие системы амбулаторного восстановительного лечения и медицинского патронажа; - высокий уровень непроизводительных расходов. Все выше сказанное свидетельствует о необходимости оптимизации АПП посредством совершенствования организации и регламентов деятельности, изменения системы финансирования, 188 создания информационных систем, реструктуризации государственных АПУ. В этой связи приобретают принципиальное значение приоритетные направления оптимизации системы оказания АПП жителям Новосибирской области): - обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере оказания АПП; - совершенствование правового регулирования деятельности в сфере оказания АПП, формирования и поддержания здорового образа жизни у населения; - совершенствование государственного регулирования АПП на региональном уровне в области обеспечения лекарственными средствами и медицинскими изделиями; - создание системы государственного мониторинга здоровья населения (регистров), интеграция в систему социально-гигиенического мониторинга; - информатизация АПУ, ориентированная на пациента и участкового врача (создание электронных медицинских карт), на основе интернет-технологий; - создание комфортных условий пребывания пациентов в АПУ, в том числе для лиц с ограниченными возможностями; - создание региональной системы повышения квалификации медицинских работников, оказывающих АПП, совершенствование их подготовки и переподготовки (доврачебная и врачебная до- и постдипломная подготовка); - расширение практики консультирования пациентов и врачей по телефону и с использованием информационных технологий; - повышение ответственности медицинских работников за результаты своей деятельности (аттестация, независимый аудит, страхование рисков профессиональной ответственности). Кадровая политика: - создание региональной системы повышения квалификации медицинских работников, оказывающих АПП, совершенствование их подготовки и переподготовки (доврачебная и врачебная до и постдипломная подготовка) с использованием обучения на рабочем месте в лучших АПУ (с дальнейшим обучением по методу «снежной лавины»); - тотальная системная (расширенная/углубленная) подготовка 189 участковых врачей и средних медицинских работников, осуществляющих самостоятельный амбулаторный прием, и оказание НМП за счет государственных средств (с дальнейшим обучением по методу «снежной лавины»); - оптимизация соотношения (участковые врачи/«узкие специалисты; врачи/средние медицинские; медицинские/немедицинские работники); - интеграция медицинской помощи по смежным специальностям; Лекарственная политика: - закупка, в основном, дженерических лекарственных препаратов для лечения больных с хроническими заболеваниями, не угрожающими жизни больных; Медико-техническая политика: - вывод сложных и дорогостоящих диагностических исследований из АПО в больницы; Организационно-финансовая политика: - унификация штатного расписания; - развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в оказании АПП, формировании и поддержании здорового образа жизни населения; - балансировка (оптимизация) программы государственных гарантий (смещение акцентов в сторону АПП), в рамках Программы в приоритетном порядке должно быть предусмотрено гарантированное оказание ПМСП общего профиля (терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология, инфекционные болезни, НМП); - обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере оказания АПП; - увеличение заработной платы участковых врачей на 1 ставку в 2 2,5 раза за счет оптимизации штатного расписания АПО - 70% - «базовая» (клиническая работа) и 30% - «дополнительная» (профилактические осмотры, диспансеризация, иммунизация и т.д.) работа; Организационно-структурная политика: - создание комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях, оказывающих АПП, в том числе для лиц с ограниченными возможностями; - увеличение объемов доврачебной медицинской помощи; - создание системы государственного мониторинга здоровья населения (регистров), интеграция в систему социально-гигиенического 190 мониторинга; - расширение практики консультирования пациентов и врачей по телефону и с использованием информационных технологий; - прекращение (минимизация) догоспитального обследования пациентов; - оптимизация и обеспечение бесперебойного функционирования информационных систем (МИС); - концентрация узкоспециализированной помощи, в том числе диагностической, в основном, в КДЦ, создаваемых при крупных больницах и головных АПУ; Организационно-правовая политика: - совершенствование правового регулирования деятельности в сфере оказания АПП, формирования и поддержания здорового образа жизни у населения; - совершенствование государственного регулирования АПП на региональном уровне в области обеспечения лекарственными средствами, медицинскими изделиями и техникой; Информационная политика: - разработка программы формирования через средства массовой информации у населения позитивного имиджа системы здравоохранения, «сохранительного» поведения и адекватных потребностей в потреблении ресурсов здравоохранения (диагностических, лечебных и лечебнооздоровительных) на основе создания регионального информационного телевизионного канала «Здоровье»; - информатизация медицинских организаций, оказывающих АПП (создание электронных медицинских карт), на основе интернет-технологий (в защищенных сетях). ЛитератураReferences
- Гусева, Н.К. Социальные последствия снижения доступности и качества амбулаторно-поликлинической помощи на уровне субъекта Российской Федерации / Н.К. Гусева, В.А. Соколов, И.А. Соколова, М.В. Даютова // Здравоохранение Российской Федерации. - 2013. - № 2. - С. 51-52.
- Сквирская, Г.П. Современные подходы к формированию организационной структуры амбулаторно-поликлинических учреждений // Заместитель главного врача. - 2013. - № 1 (80). - С. 18.
- Щепин, В.О. Анализ доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в Москве / В.О. Щепин, А.В. Белостоцкий, В.Г. Винокуров, А.М. Алленов, А.С. Дьячкова // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья. - 2014. - № 1. - С. 310-313.
Statistics
Views
Abstract - 9
PDF (Russian) - 8