Trepanatsiya cherepa v narodnoy meditsine gortsev Severnogo Kavkaza

Abstract


В работе приводятся сведения о трепанации черепа у народов Северного Кавказа в историческую эпоху.

Full Text

Ахмадов Тахуз Зайндиевич - к.м.н., доцент кафедры, t.ahmadov@mail.ru 19 нация у горцев имеет свою историю, и начало её теряется «в преданиях арабской медицины» [2]. Он лично наблюдал три случая проведения трепанации и детально описал ход операции. По данным Г.Г. Тхагапсовой (1996), фольклорные и полевые материалы свидетельствуют о бытовании и у адыгов на Северо-Западном Кавказе сложных приёмов трепанации черепа, что отражено в нартском эпосе [3]. Мы полагаем, что горские лекари делали трепанацию черепа только с лечебной целью, при травмах головы и длительных головных болях [1]. Они считали, что всякий удар по черепу, если он довольно силен, независимо от того, сопровождается он или нет повреждением наружных тканей черепа, непременно имеет последствием внутреннее кровоизлияние - сгусток крови давит на мозг и отсюда головные боли, параличи, обмороки, падучая болезнь. При этом трепанация черепа горскими лекарями производилась не трепаном, не долотом и молотом, а соскабливанием слоёв кости черепа, производилась т. н. полировка черепа (polir - фр., мелко скоблить). При соскабливании кости чеченские народные лекари использовали «гам» - дугообразно изогнутый скребок с ручкой длиной 15 см. У дагестанских лекарей был инструмент похожий на узкое долото, углы которого закруглены, а нижняя треть лезвия загнута под прямым углом. Инструменты эти были кустарного (кузнечного) изготовления из мягкого железа, и постоянно натачивались для поддержания острого состояния. Скоблили кость осторожно, постепенно, так что при этом получались очень мелкие стружки. В заключение края отверстия в кости подравнивались щипцами и сглаживались тем же скобелем, удалялись сгустки крови и осколки треснувшей кости. После окончания операции на рану накладывалась припарка из листьев лопуха, разваренных до полной мягкости, или же смесь яичных желтков с мёдом, или коровье масло. Вся «операция» производилась без обезболивания, больного в неподвижном положении поддерживали его близкие. Однако и лекарь, и окружающие больного родственники широко пользовались внушением - слово было могучим оружием. Рассказывали, что такой-то горец, щуплый невзрачный мужчина, не проронив ни слова, выдержал операцию. Больной, услышав такое, воодушевлялся и превозмогал болевые ощущения. Литература

About the authors

Takhuz Zayndievich Akhmadov

Email: t.ahmadov@mail.ru

References

  1. Ахмадов Т.З. История здравоохранения и медицинского образования на Северо-Восточном Кавказе (XIX в. - 1940 г.). - Ростов-на-Дону, 2014. - С. 94-100.
  2. Кривякин И. Трепанация без трепана // Военно-медицинский журнал, 1887, кн. 9, ч. CLX, отд. 1. С. 145-164.
  3. Тхагапсова Г.Г. Народная медицина адыгов (историко-этнографический аспект). - Майкоп: «Адыгея», 1996. - С. 12-13.

Statistics

Views

Abstract - 13

PDF (Russian) - 8

Cited-By



Copyright (c) 2015 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies