Podgotovka nizshego i srednego meditsinskogo personala v Rossii (seredina XIX - nachalo XX veka)
- Authors: Goncharov M.A.1, Salaks Y.M.1
- Affiliations:
- Issue: No 3 (2015)
- Pages: 40-41
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2267
- Cite item
Abstract
Full Text
Фельдшерские и акушерские школы, земская реформа. Развитие медицины и медицинского образования в России в целом происходило в соответствии с общемировыми тенденциями, но имело и свои специфические национальные черты. Особым периодом можно считать время с середины XIX до начала XX века, связанное с осуществлением земской реформы (1864) и передачей «заботы о народном здравии» земским учреждениям. Наметились две точки зрения о дальнейшем совершенствовании фельдшерских школ. Одни земства считали, что перешедшие под их руководство школы неоправданно много учебного времени тратили на общеобразовательные предметы, и предлагали сократить учёбу в них до двух лет. Другие земства, наоборот, полагали, что в школах надо давать более солидную общеобразовательную и специальную подготовку, и поэтому предлагали увеличить сроки обучения. Различные подходы к подготовке медицинских специалистов одних и тех же специальностей - фельдшеров, повивальных бабок и повитух - были представлены на II съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. Подготовкой фельдшеров, кроме земств, занимались также учебные заведения Российского общества Красного Креста, которые содержались на средства некоторых врачебных обществ и частных лиц. Срок обучения в частных фельдшерских школах составлял три года, программа обучения в них в основном соответствовала программам земских школ. К концу XIX в. общее число фельдшерских учебных заведений в России достигло 50. Вместе с тем различная подчинённость фельдшерских учебных заведений продолжала оказывать негативное влияние на подготовку специалистов. В связи с этим Министерство внутренних дел издало новый устав и программы преподавания для земских фельдшерских школ (1897). Уставом был определён 4- 40 годичный срок обучения, возраст поступающих оставался прежним - от 14 до 18 лет, образовательный ценз должен был соответствовать объёму знаний, который давали двухгодичные народные школы, общеобразовательные предметы оставлены прежними, а специальные расширены лишь частично. Наиболее активно подготовка фельдшеров проводилась в армии, для нужд которой готовились ротные, батарейные и эскадронные фельдшера. После увольнения из армии многие из фельдшеров, не имея полноценного фельдшерского образования, практиковали там, где зачастую не было никакой медицинской помощи - в деревнях и сёлах страны. Ещё одной составляющей подготовки младшего медицинского персонала в XIX в. была организация акушерских учебных заведений, находившиеся в Ведомстве учреждений имп. Марии Фёдоровны. Развитию знаний и накоплению опыта в области акушерства и его распространению, в том числе на средние и низшие медицинские учебные заведения, способствовали открытые при университетских кафедрах акушерства небольшие клиники. Этому также помогали созданные в Петербурге, Москве и Киеве акушерско-гинекологические общества. Новой формой подготовки среднего медицинского персонала, объединявшей в себе одновременное обучение фельдшеров и акушерок, были повивально-фельдшерские женские школы. В дальнейшем этот тип учебного заведения получил широкое распространение, прежде всего, по причинам экономического характера, так как земствам было выгоднее вместо двух учебных заведений финансировать одно. Источники их финансирования были различными: 31 фельдшерско-акушерская школа содержалась за счёт губернских земств, 9 - за счёт земских сборов, 19 - за счёт частных лиц и обществ, 5 - за счёт городов, 3 - за счёт Российского общества Красного Креста и одно (!) за счёт Министерства народного просвещения. Этот расклад источников содержания медицинских учебных заведений, готовивших наиболее доступных для населения специалистов в области медицины, наглядно демонстрирует одну из характерных черт правительственной политики в области образования - её чрезвычайную скупость, в том числе в той области образования, которая непосредственно была связана со здоровьем нации. Между тем численность медицинских учебных заведений этого профиля продолжала быстро расти, и к 1915 г. общее число фельдшерских и акушерских школ достигло 80, а численность обучавшихся в них - более 9 тыс. человек. С началом войны изменились и условия финансирования этого типа медицинских учебных заведений. Правительственные органы стали принимать в нем большее участие. 41 Таким образом, на общем фоне развития профессиональной школы медицинская отрасль развивалась крайне медленно. Объяснялось это не только отсутствием должного внимания со стороны правительства к созданию в стране лечебных учреждений и подготовке для них медицинского персонала, но также низким культурным уровнем самого населения, обходившегося в большинстве случаев «народными» методами лечения или вообще не обращавшегося к кому-либо за медицинской помощью. ЛитератураAbout the authors
Mikhail Anatol'evich Goncharov
Email: milanich73@mail.ru
Yuris Martynovich Salaks
Email: juris.salaks@rsu.lv
References
- Зайончковский П.А Самодержавие и русская армия на рубеже XIX - XX столетий. 1881-1903. - М., 1973.
- Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. - СПб., 1884.
- Статистический временник Российской империи. Серия II. Выпуск 16. СПб., 1879.
Statistics
Views
Abstract - 18
PDF (Russian) - 10