Transformatsiya religiozno-filosofskogo mirovozzreniya N.I. Pirogova (po pis'mam k neveste 1842-1850 gg.)
- Authors: Trikhina S.I.1
- Affiliations:
- Issue: No 3 (2015)
- Pages: 194-195
- Section: Articles
- URL: http://bulleten-nriph.ru/journal/article/view/2342
- Cite item
Abstract
Переписка с Е.Д. Березиной (1842 г.) и А.А. Бистром (1850 г.) отражает трансформацию мировоззрения Н.И. Пирогова: отход от позиций материализма в сторону идеалистических философских направлений. Н.И. Пирогов ищет пути примирения науки с религией.
Full Text
НМХЦ им. Н.И. Пирогова Трихина Светлана Игоревна - зам. начальника отдела, trichina@gmail.com 194 лезней, Н.И. Пирогов начинает ощущать потребность возврата от атеизма, привитого наукой, к первоначальной вере. В 1842 г. предстоящая женитьба на Е.Д. Березиной обещала вернуть покой его душе, укрепить его в стремлении к вере; ведь именно женщину, жену, мать он считал «священником» семьи, о чем впоследствии писал А.А Бистром [2, С. 7]. Молитва, одухотворённость постепенно становятся неотъемлемой частью его образа жизни. Наука продолжает оставаться для него идеалом, но и религия становится идеалом не меньшим [1, C. 66-67]. Внезапная смерть Е.Д. Березиной оказалась для него потрясением; обретённая тихая гавань была безвозвратно потеряна, и вновь под ударами судьбы оказался не только он сам, но и двое его малолетних сыновей: Николай и Владимир. В 1850 г. в письмах к А.А. Бистром религиозным вопросам уделяется самое пристальное внимание, в основном в ключе обязанностей жены и матери, что, впрочем, не мешает Н.И. Пирогову, время от времени, подниматься до высот серьёзных метафизических обобщений [2, С. 14-16, С. 21-25] [4, С. 276- 277, С. 280-281] [6, C. 169-181]. Настаёт то время, когда неизбежно должен быть решён вопрос о взаимодействии науки и религии, двух великих идеалов; и если раньше Н.И. Пирогов разделял эти понятия, то теперь он стремится к их объединению и установлению иерархии. Теория Ч. Дарвина, дающая в эволюционном процессе карт-бланш «случаю», его не устраивала. Усматривая вокруг себя целесообразность во всех проявлениях материальной жизни, он обращается к Высшему разуму, к Абсолюту, как разумному устроителю вселенной, и, в итоге, ставит религию, верховную волю Творца выше науки. Надо заметить, что, оставаясь в рамках православия, он не в полной мере разделял его догматизм, но никогда, в отличие от Л.Н. Толстого, не шёл против его основных постулатов [2, С. 11-13]. Н.И. Пирогов не считал себя философом, о чем писал в своём дневнике. Он был талантливым хирургом, хорошим организатором. Однако, обладая от природы пытливым умом, он оказал влияние на развитие философской мысли в России, прочно утвердившись в конце своего жизненного пути на позициях идеализма. Переписка с Е.Д. Березиной и А.А. Бистром даёт возможность проследить трансформацию мировоззрения Н.И. Пирогова. В советское время серия писем, адресованных А.А Бистром, была мало известна. К 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова были изданы отдельной книгой его философско-педагогические письма. Сборник, составленный А.Д. Тюриковым, в значительной мере облегчает восприятие данных писем, представленных единым информационным блоком. В них намечаются философско-религиозные вопросы, поднятые позднее Н.И. Пироговым в «Дневнике старого врача». ЛитератураReferences
- Каптерев П.Ф. Развитие мировоззрения Н.И. Пирогова // Журнал министерства народного просвещения, новая серия, часть LX, 1915, ноябрь (11). - Петроград, 144 С. [C. 51-101].
- Пирогов Н.И. Идеал Женщины (из писем к А.А. Бистром). Сост. Тюриков А.Д. - Донецк, 2010. 48 с.
- Пирогов Н.И. Философско-педагогические письма. Сост. Тюриков А.Д. - Иваново: ИПК ПрессСто, 2010. - 428 с.
- Письма Н.И. Пирогова к невесте (Посвящается памяти Владимира Николаевича Пирогова) Предисловие С.Я. Штрайха. - СПб.: Русская старина, май 1915 г. - С. 264-290.
- Штрайх С.Я. Летопись, 1916. - № 7. - С. 163.
Statistics
Views
Abstract - 11
PDF (Russian) - 7