Razvitie sanatornokurortnogo dela v postsovetskoy Rossii

Abstract


Обсуждаются актуальные проблемы состояния санаторно-курортного дела, трудности в терминологии, интерпретации статистических данных, преемственности в деятельности этих медицинских организаций с поликлиниками и стационарами.

Full Text

Санаторно-курортное дело, охрана здоровья, дети, подростки. Научными исследованиями последних лет отмечается ослабление преемственности в деятельности на традиционных этапах отечественного здравоохранения отработанной в советский период и успешно функционирующей многие десятилетия системы: «поликлиника/амбулатория - стационар - санаторий - поликлиника/амбулатория», обеспечивающей взаимосвязь в работе этих лечебно-профилактических учреждений. К тому же и в литературе, и в диссертационных исследованиях отмечается явный дефицит внимания к одному из важнейших этапов системы - санаторно-курортной помощи. Санаторно-курортное дело в России традиционно являлось важнейшим разделом национальной системы здравоохранения. Федеральным законом (1995 г.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» определены принципы государственной политики и регулирования отношений в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов [1]. Примечательным представляется тот факт, что был определён понятийный аппарат по проблеме, в соответствии с которым, например, «лечебно-оздоровительная местность» есть территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения; а «курорт» - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Ведущим документом этого периода стала Концепция государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации [2]. Документ определил основные задачи и направления этой политики, создал основу для разработки конкретных планов и программ по её реализации. Как и уточнил терминологию в данной области, согласно которой, например, «санаторно-курортные услуги» есть таковые по оказанию профилактической, лечебной, реабилитационной помощи, проживанию, питанию, проведению досуга и другие сервисные услуги. К сожалению, имеет место терминологический разнобой по проблеме во многих официальных документах. Так, всеобъемлемый, отражающий значительный 215 вклад этого важного раздела в охрану здоровья населения термин «санаторно-курортное дело», как правило, постепенно трансформируется в более узкое понятие - «санаторнокурортная помощь», а далее ещё более «нисходя» до понятий «лечение», «медицинская помощь», как бы исключая всегда присущие санаторно-курортным медицинским Официальная государственная статистика учреждений для организации санаторного организациям (современная терминология) функции «долечивания», «оздоровления», «профилактики», «отдыха» граждан.лечения и оздоровления населения, включая подрастающее поколение, также вызывает определённую тревогу; цифры, как коечного фонда, так и численности граждан, прошедших санаторно-курортное лечение, в материалах Росстата, Минздрава РФ и иных источниках существенно разнятся. Согласно Гос-программе развития отрасли, потребность тех же детей в санаторно-курортной помощи удовлетворяется лишь на 65%. Недостаточна также сеть санаториев для детей с хроническими заболеваниями. Тревожен факт, что в целом численность детей, отдохнувших за последние 12 лет в детских оздоровительных учреждениях страны за лето, снизилась на 32,5%, в т.ч. особенно существенно - в загородных стационарных: на 73%. Существующая мощность ресурсов отрасли вряд ли в состоянии удовлетворить потребность школьников, доля которых с третьей группой здоровья (хроническая патология различного профиля) по окончании образовательных организаций достигает почти 70%. Отсюда нельзя не согласиться и с Е.В. Нестеровой [3], что принятие эффективных управленческих решений в этой отрасли затруднено, прежде всего, из-за отсутствия полных, сведений о состоянии санаторно-курортного фонда России. Необходимо и развитие сети профильных детских санаториев, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Это позволит обеспечить эффективное лечение детей после интенсивного стационарного лечения острых заболеваний, травм, отравлений, а также детей-инвалидов с последствиями травм, операций и заболеваний. Решению данной проблемы должно способствовать укрепление материально-технической базы санаторно-курортных учреждений и внедрение современных медицинских технологий. Сложившуюся ситуацию с доступностью и организацией санаторно-курортной помощи может изменить в лучшую сторону лишь вмешательство государства. Отрадно, что Госпрограммой развития здравоохранения Российской Федерации утверждены 11 подпрограмм, включая выделенную в самостоятельную подпрограмму «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям». Проблеме уделено должное внимание и в утверждённой майским (2012 г.) Указом Президента страны Национальной стратегии действий в интересах детей [4]. Подчеркнём, что спе 216 циальным разделом документа IV «Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни» в качестве одной из основных задач определено формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнёрства. Таким образом созданы предпосылки и есть надежда на реальные практически шаги и на уровне государства, и в субъектах Российской Федерации на изменение непростой в целом ситуации с состоянием санаторно-курортного дела. Литература

About the authors

Leonid Petrovich Chicherin

Email: leo2506@gmail.com

Vladimir Olegovich Shchepin

Email: shchepinasm@yandex.ru

Mikhail Vladimirovich Nikitin

Email: firstmv@mail.ru

References

  1. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный закон от 23 мая 1995 г. № 26-ФЗ (в редакции ФЗ Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 406-ФЗ) // Российская газета от 30 декабря 2013 г., федеральный выпуск № 62711.
  2. О концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации: решение коллегии Минздрава России, протокол от 24.06.03 № 11. Электронный ресурс - http://russia.bestpravo.ru/fed2003/data04/tex17945.htm
  3. Нестерова Е.В. Пути совершенствования информированности населения и медицинского персонала о возможностях лечения и оздоровления в санаторно-курортных организациях Российской Федерации: Автореф.. канд. мед наук. - М., 2013. - 25 с. Электронный ресурс - http://www.mma.ru/articles/148731/
  4. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 // Российская газета от 4 июня 2012 г.

Statistics

Views

Abstract - 6

PDF (Russian) - 7

Cited-By



Copyright (c) 2015 ФГБНУ Национальный НИИ Общественного здоровья имени Н.А. Семашко

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Mailing Address

Address: 105064, Moscow, st. Vorontsovo Pole, 12, building 1

Email: r.bulletin@yandex.ru

Phone: +7 (495) 917-90-41 add. 136



Principal Contact

Kuzmina Uliia Aleksandrovna
EXECUTIVE SECRETARY
FSSBI «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health»

105064, Vorontsovo Pole st., 12, Moscow


Email: r.bulletin@yandex.ru

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies